Отдел образования администрации городского округа Рефтинский
Муниципальное автономное нетиповое образовательное учреждение
«Центр молодёжи» городского округа Рефтинский
Программа принята
УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете
Директор
Протокол № 4 от «8» октября 2025 г.
МАНОУ «Центр молодёжи»
_______ С.А. Ткалич
Приказ № 92 от «8» октября 2025 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Туристско-краеведческой направленности
«Восхождение»
Возраст обучающихся: 13–18 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Куриленко Дмитрий Николаевич,
педагог дополнительного образования
Рефтинский 2025 г.
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Восхождение» и порядок ее
утверждения разработан в соответствии с:
1) Федеральным Законом от 29 декабря 2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2) Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р;
3) Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
4) Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 "О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ»);
5) Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6) Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
7) Уставом МАНОУ «Центр молодёжи»;
8) Положением о дополнительных общеобразовательных программах МАНОУ
«Центр молодёжи»;
9)
Правила вида спорта «Спортивный туризм», утверждены приказом
Министерства спорта Российской Федерации от 22 апреля 2021 г. № 255.
Направленность (профиль) программы:
Данная дополнительная общеобразовательная программа разработана в рамках
туристско-краеведческой направленности для обучающихся 13-18лет.
Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и
экскурсии очень привлекательны для детей, так как в них есть возможность
постоянного совершенствования спортивного мастерства и изучения природного,
культурного и исторического наследия своей малой родины. Программа носит
образовательно - развивающий характер. Содержание программы направлено на
создание условий для укрепления и сохранения физического и психического
здоровья обучающихся.
Отличительные особенности программы, новизна
Отличительные особенности программы «Восхождение» заключаются в том,
что в нее внесены темы краеведческого характера, раскрывающие специфику
многообразия природных условий и богатейшей истории Урала и Свердловской
области.
В
программе
исследовательской
краеведение и
деятельности
экология
обучающихся
в
выступают
походах,
как
форма
экскурсиях
и
соревнованиях под руководством педагога. Также отличительной особенностью
данной программы от существующих является её многофункциональность. Она
может быть полностью реализована на базе одной образовательной организации.
Адресат программы
Программа предназначена для обучающихся 13-18 лет.
Возраст 13 – 15 лет, является более сложным периодом взросления ребенка,
когда закладываются основы и намечаются общие направления формирования
моральных и социальных установок личности. Продолжаются физиологические
изменения подростка, непропорциональность фигуры может приводить к
нарушению координации. Наблюдается возрастное несоответствие и в развитии
сердечно-сосудистой системы. Сердце в это время значительно увеличивается в
объеме, оно становится более сильным, работает более мощно, а диаметр
кровеносных сосудов отстает в развитии. Особое внимание требует кризис 13 лет,
который
протекает
со
свойственной
любому
кризису
симптоматикой:
непослушание, грубость, немотивированное противостояние взрослым, негативизм
по отношению к преподавателям и воспитателям, трагическое переживание
ситуации.
Юношеский возраст 16 – 18 лет также характерен интенсивным развитием
физиологии и психики, формируется теоретическое рефлексивное мышление,
возникает чувство взрослости, стремление к самореализации. Это возраст
формирования собственных взглядов и отношений: желание быть хорошим,
стремление к идеалу и нетерпимость к поучениям, прямому воспитательному
воздействию взрослых, желание самоутвердиться и неумение цивилизованно это
сделать, потребность в совете, помощи и нежелание с этим обратится к взрослым,
чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании
оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей.
Программа «Восхождение», разработана с учётом кризисных особенностей
психологического и физиологического развития подростков 13 – 18 лет:
дозирование физических нагрузок, плавный переход от простого к более сложному,
формирование спортивной команды с общими ценностями и потребностями,
расширение детьми основных знаний о своем крае и привитие любви к нему.
Участие в походах, конкурсах, соревнованиях создаёт чувство единства,
формирует навыки самостоятельности, дисциплинированности, социальной
адаптации, ответственности за свои действия и других, у подростков развиваются
морально-волевые качества, патриотизм, чувства доброжелательности, эмпатии. У
младших подростков желание подражать старшим, у старших быть хорошим
примером.
Наполняемость групп: 10 человек.
Условия приема: принимаются все желающие (не имеющие ограничений по
состоянию здоровья).
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 45 мин
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут
Общее количество часов в неделю – 4 часа
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем программы: 144 часа
Срок освоения:
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Формы реализации программы:
Общеразвивающая программа или её часть может реализовываться с
применением
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля
успеваемости промежуточной и (или) итоговой аттестации обучающихся.
Программа
рассчитана
на
обучающихся,
имеющих
различные
интеллектуальные, коммуникативные, учебные и творческие способности, детей
группы риска.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуальногрупповая, групповая, с использованием дистанционных технологий.
Перечень видов занятий: лекции, практические занятия, семинары, походы,
экскурсии, соревнования.
Перечень форм подведения итогов: опрос, тестирование, выступление с
докладом, контрольные упражнения и задания, зачёт, соревнования.
Цели и задачи общеобразовательной программы
Цель: всестороннее развитие личности учащихся средствами спортивного
туризма,
подготовка
туристов-спортсменов
для
участия
в
походах
и
соревнованиях, профессиональная ориентация на деятельность, связанную с
туризмом и спортом.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных
задач:
-обучающие:
- содействие усвоению и закреплению на практике углубленных знаний и
умений техники и тактики в области спортивного туризма;
- содействие пополнению знаний по истории, географии и культуре родного
края;
- способствовать формированию навыков походной деятельности;
- обучить работе с нормативной документацией по спортивному туризму;
- формировать нормы и правила экологической культуры;
- закрепить знания техники безопасности на учебных занятиях и вне их;
- содействовать усвоению и закреплению знаний и умений в области
спортивного ориентирования;
- формировать навык самоконтроля своего состояния, умения по оказанию
первой помощи, действиям в экстремальных ситуациях.
развивающие:
- формировать навыки по работе с информацией, выбору способов решения
поставленных задач, выявлению причинно-следственных связей;
- способствовать
развитию
основ
целеполагания
и
планирования
деятельности, самоконтроля, самооценки, умения осуществлять осознанный выбор
в учебной и познавательной деятельности;
- развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками;
- развивать коммуникативные качества обучающихся.
воспитательные:
- содействовать воспитанию самостоятельности, ответственности, активной
жизненной позиции;
- развивать
мотивацию
к
повышению
спортивного
мастерства
и
самореализации в спорте;
- способствовать формированию важнейших морально-волевых качеств:
решительности, смелости, организованности, товарищества, умения преодолевать
трудности, навыков здорового образа жизни;
- укрепить психическое и физическое здоровье детей;
- сформировать культуру общения и поведения в социуме;
- содействовать развитию профессионального интереса к специальностям,
связанным с туризмом и спортом.
Содержание программы
Учебный (тематический) план
№
Наименование раздела,
п/
темы
Количество часов
Формы
Всего Теория Практика аттестации/контро
ля
п
Раздел 1. Введение
4
2
2
1.1 Правила поведения и
2
1
1
Педагогическое
техника
наблюдение,
безопасности
опрос
1.2 Значение
спортивного
2
1
1
Раздел 2. Краеведение
6
4
2
2.1 Природные богатства Урала
6
4
2
туризма
Педагогическое
наблюдение,
опрос
Раздел 3. Походная
20
10
10
4
2
2
деятельность
3.1 Техника безопасности в
походе
наблюдение,
3.2 Снаряжение туриста
4
2
2
3.3 Организация бивака
4
2
2
3.4 Организация похода
4
2
2
3.5 Первая помощь
4
2
2
Раздел 4. Спортивная
30
4
26
подготовка
4.1 Значение
подготовки и
подготовка
поход, опрос
Педагогическое
физической
4
2
2
здорового
наблюдение,
сдача
образа жизни
4.2 Специальная
Педагогическое
нормативов
физическая
26
2
24
Раздел 5. Техническая
60
16
44
подготовка
Педагогическое
5.1 Правила
спортивного
10
4
6
наблюдение,
туризма
сдача
5.2 Тактическая подготовка
20
4
16
нормативов,
5.3 Техническая подготовка
20
4
16
соревнования
5.4 Соревнования
10
4
6
Раздел 6. Ориентирование
20
6
14
Педагогическое
6.1 Топографические
12
4
8
наблюдение,
знаки.
Карта. Компас
опрос,
6.2 Спортивное ориентирование
8
2
6
соревнования
Раздел 7. Подведение итогов
4
2
2
Педагогическ
7.1 Итоговое занятие
4
2
2
ое
наблюдение,
тест
Всего:
144
44
100
Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение
1.1.
Правила поведения и техника безопасности
Теория: Правила поведения и соблюдение техники безопасности на занятиях в
учебном классе, в здании, на территории учреждения, в лесу, походах и на
соревнованиях. Пожарная безопасность. Безопасное поведение на воде. Соблюдение
правил дорожного движения. Правила поведения в общественном транспорте.
Формирование практических умений и навыков соблюдения техники безопасности
на занятиях. Правила пользования средствами спасения на воде. Правила эвакуации.
Практика: отработка эвакуации при пожаре, взрыве, террористической угрозе.
Опрос по темам теории.
1.2.
Значение спортивного туризма
Теория: Понятие туризма. Виды туризма. Условия проведения учебных
занятий. Тренировочный план и содержание программы. Просмотр фото – и
видеоматериалов о спортивном туризме. Постановка личных целей и задач на
учебный год.
Практика: Игра на сплочение коллектива с туристской тематикой.
Обустройство территории под спортивный полигон.
Раздел 2. Краеведение
2.1.
Природные богатства Урала
Теория: Полезные ископаемые Урала. Главные богатства Асбеста – хризотил –
асбест, берилл, изумруды. Свойства минералов, использование в жизни. Природные
достопримечательности Урала. Рассказ про проектную деятельность в области
туризма и краеведения.
Практика: Экскурсия: «Парк Сказов» - по культурным ценностям Урала /
Природный парк «Бажовские места» - природные достопримечательности
Сысертского района. Опрос по теме экскурсии.
Раздел 3. Походная деятельность
3.1.
Техника безопасности в походе
Теория: Правила поведения в лесу, походе, на прогулке. Соблюдение техники
безопасности. Правила движения в группе. Правила использования походного
снаряжения. Соблюдение норм общения, экологических правил.
Практика: Тест на знание техники безопасности.
3.2.
Снаряжение туриста
Теория: Виды туристского снаряжения. Правила сборки личных вещей, в
зависимости от вида и продолжительности похода. Правила укладки походного
рюкзака для продолжительного похода.
Практика: Укладка рюкзака. Установка палатки. Подбор необходимого
снаряжения для категорийного похода. Применение снаряжения. Викторина.
3.3.
Организация бивака
Теория: Правила выбора места для бивака. Организация быта: распределение
обязанностей и должностей. Правила разведения костра. Виды костров – для
приготовления пищи, обогрева и сушки одежды, сигнальные костры.
Практика: Совершение похода – демонстрация знаний и умений по
организации быта в полевых условиях: трёхдневный поход – Национальный парк
«Таганай» (осенние каникулы), двухдневный поход на «Пионерские скалы»
(зимние/весенние каникулы).
Организация похода.
3.4.
Теория: Этапы подготовки к походу. Выбор маршрута в зависимости от группы,
подбор группы, в зависимости от маршрута. Этап составления нитки маршрута:
карта, стоянки, аварийные выходы, источники воды и питания, особенности
местности. Правила составления меню. Список снаряжения. Походные должности и
их задачи. Взаимодействие с службами МЧС.
Практика: Заполнение маршрутного листа.
Первая помощь
3.5.
Теория: Основы и
правила
оказания первой помощи при порезах,
ушибах, обморожении, тепловых и солнечных ударах, переломах.
Практика:
Решение
ситуационных
задач,
наложение шин,
бинтовых
повязок, демонстрация необходимых действий при различных травмах.
Раздел 4. Спортивная подготовка
Значение физической подготовки и здорового образа жизни
4.1.
Теория: Необходимость правильной техники при выполнении физических
упражнений. К чему может привести неправильная техника. Значимость
физкультуры в повседневной жизни. Основы миофасцального релиза. Спортивная
одежда и обувь.
Практика: Беседа «Необходимо ли вести здоровый образа жизни?».
Демонстрация суставной зарядки, упражнений для восстановления и расслабления
мышц, техники миофасцального релиза, самомассажа.
4.2.
Теория:
Специальная физическая подготовка
Особенности
специальной
физической
подготовки.
Техника
выполнения специальных упражнений. Техника бега по стадиону и в лесном
массиве. Основы лыжной подготовки. Значимость физической подготовки в
спортивном туризме.
Практика: Выполнение комплекса специальных упражнений. Выполнение
специальных беговых упражнений, выполнение подводящих и специальных
упражнений по лыжной технике. Бег на короткие и длинные дистанции. Бег на
лыжах. Сдача нормативов.
Раздел 5. Техническая подготовка
Правила спортивного туризма
5.1.
Теория: Изучение общих правил вида спорта спортивный туризм и отдельных
пунктов.
Рассказ про работу судейской коллегии, получение судейских категорий.
Практика:
Организация
и
проведение
локальных
соревнований
по
спортивному туризму. Тест на знание правил вида спорта спортивный туризм.
Тактическая подготовка
5.2.
Теория: Значимость разработки тактики прохождения дистанции. Особенности
прохождения личной дистанции, в связке, в группе.
Практика: Представление разработанной тактики. Демонстрация тактики на
дистанции.
Техническая подготовка
5.3.
Теория: Правила и безопасность при выполнении технических приёмов.
Правила эксплуатации специального снаряжения. Применение конкретных узлов
для выполнения технических приёмов. Значимость технической составляющей для
достижения высоких результатов.
Практика: Выполнение специальных и подводящих технических упражнений:
маркировка, перестёжка, вязание узлов, работа над балансом и координацией
движений. Выполнение технических приёмов, в том числе на скалодроме. Работа
над ошибками, совершёнными на соревнованиях. Работа в качестве «юного судьи».
Соревнования
5.4.
Теория: Безопасность и правила поведение на туристских слётах и
соревнованиях.
Практика: Участие в туристских слётах и соревнованиях. Работа над
ошибками.
Раздел 6. Ориентирование
6.1.
Теория:
Топографические знаки. Карта. Компас.
Повторение
и
закрепление
видов
топографических
знаков.
Визуализация топографических знаков с карты на местность, и наоборот. Чтение
карты. Эффективное использование карты и компаса вместе и по отдельности.
Практика: Тест на знание топографических знаков, правил пользования картой
и компасом. Практическое определение азимута, расстояния и высот на местности.
Упражнения на развитие глазомера. Движение по карте.
6.2.
Спортивное ориентирование
Теория: Выбор скорости движения по карте. Разработка тактики движения по
карте.
Выбор оптимального маршрута.
Практика: Соревнования по спортивному ориентированию.
Раздел 7. Подведение итогов
7.1. Итоговое занятие
Теория: Повтор тем дополнительной общеразвивающей
программы
«Туристы- спортсмены».
Практика: Тест по разделам и отдельным темам. Поход выходного дня на
карьер «Липовый лог». Саморефлексия по достигнутым результатам, неудачам.
Планируемые результаты Предметные:
Учащиеся знают:
общие понятия и определения, отдельные пункты (по техническим приёмам,
по штрафам, по организации соревнований) правил вида спорта спортивный туризм
по группе дисциплин: «дистанция-пешеходная». «дистанция-лыжная»;
правила техники безопасности на занятиях, походах, соревнованиях и при
эксплуатации специального снаряжения;
особенности
рельефа и местности Уральского региона, природные
достопримечательности в близи города Асбест и отдельных районов Свердловской
области;
правила построения тактики на дистанциях по спортивному туризму и
спортивному ориентированию;
правила, методы и приемы оказания первой помощи пострадавшим
применительно к особенностям конкретной ситуации;
правила приготовления пищи, организации бивака в полевых условиях;
правила экологического поведения, спортивного этикета;
устройство и задачи судейской коллегии по отдельным дисциплинам
спортивного туризма.
Учащиеся умеют:
выполнять технические приёмы на дистанциях по спортивному туризму 2 и
3 класса;
организовать судейство на отдельных этапах 1 и 2 класса на дистанциях
по спортивному туризму;
выполнять специальные беговые и лыжные упражнения;
организовать быт в полевых условиях, под наблюдением педагога;
ориентироваться на местности, проходить маршрут в заданном направлении.
Метапредметные:
Познавательные:
выбирают, эффективно запоминают и систематизируют информацию из
печатных и электронных источников, указанных педагогом;
самостоятельно находят
и отбирают полезную информацию из
разных источников;
умеют определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии
и логические цепочки.
Регулятивные:
умеют самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
умеют
соотносить
свои
действия
с
планируемыми
результатами,
осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
у учащихся развито ответственное отношение за свои действия и других.
Коммуникативные:
умеют осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, владеют устной, письменной и монологической контекстной речью;
умеют распределять учебные задачи, походные должности внутри группы;
уважают мнение друг друга, умеют слушать и вести диалог как внутри
группы, так и с другими участниками занятий или мероприятий;
развито умение сотрудничества в формате «наставник-наставляемый».
Личностные:
сформировано уважительное отношение к другому человеку, культуре,
к истории Родного города;
освоены социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной
жизни в группах и сообществах;
сформированы ценности здорового и безопасного образа жизни;
понимают необходимость бережного отношения к окружающей среде;
у учащихся развита мотивация к изучению краеведения и туризма;
у учащихся формируется профессиональный интерес к деятельности в
области туризма и спорта;
сформировано
ответственное
отношение
к
соблюдению
учебно-
тренировочного режима.
Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы
Календарный учебный график на 2025-2026 учебный год
№ п/п
Основные характеристики
образовательного процесса
1
Количество учебных недель
36
2
Количество учебных дней
108
3
Количество часов в неделю
4
4
Количество часов
144
5
Недель в 1 полугодии
17
6
Недель во 2 полугодии
19
7
Начало занятий
8
Каникулы
31 декабря- 9 января
9
Выходные дни
4 ноября, 23 февраля,
05.11.2025
8 марта, 1 и 9 мая
10
Окончание учебного года
31.05.2026
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в стандартном помещении, площадью 30 квадратных
метров (в соответствии, с СанПиН, 2.4.4.1251-03 из расчёта 2 квадратных метра на
одного ученика).
Рабочие места учащихся оснащены стандартными ученическими столами (4
шт.) и стульями (9 штук), соответствующими возрастным и физическим данным
подростков, набор ватно-марлевых повязок – 15 шт. и аптечка.
В кабинете имеется следующее оборудование:
доска учебная;
шкафы для хранения учебной литературы и папок с дидактическими
разработками;
ноутбук;
Материалы:
ручки, карандаши, фломастеры:
бумага;
дидактические пособия;
раздаточный
материал. Оборудование:
рюкзак туристский – 10 шт.;
коврик туристский (пенка) –10 шт.;
спальный мешок – 10 шт.;
палатка – 7 шт.;
дрова для имитации костра;
верёвка
по 1м. – 10 шт.;
верёвка
по 3м. – 10 шт.;
верёвка
по 20м. – 10 шт;
верёвка
по 30м. – 10 шт;
верёвка
по 40м. – 10 шт.;
карабины альпинистские с автоматической муфтой – 105 шт.;
жумар (зажим ручной) – 15 шт.;
пантин (зажим ножной) – 12 шт.;
ФСУ (фрикционно-спусковое устройство) – 15 шт.;
ролик для переправы – 15 шт.;
блок-ролик для организации переправы – 4 шт.;
каска для спортивного туризма – 15 шт.;
система альпинистская низ – 15 шт.;
система альпинистская верх – 15 шт.;
компас – 15 шт.
Кадровое обеспечение - Программа может реализовываться педагогом,
имеющим образование не ниже среднего профессионального по направлению
подготовки «Образование и педагогические науки», прошедшим курсы повышения
квалификации по туристско-краеведческой направленности. Опыт походной,
спортивной,
инструкторской
и
судейской
деятельности
(желателен).
Информационное обеспечение
Учебно-методические материалы
Дидактическое обеспечение:
фотоматериалы;
топографические карты;
таблицы, схемы, рисунки.
Информационное обеспечение:
учебная литература;
нормативные документы;
учебные видеофильмы и презентации;
интернет сайты и сервисы.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
приветствуется
Теоретические
знания
учащихся
проверяются с помощью
тестов,
контрольных опросов, приводящихся педагогом как в ходе текущего контроля, так
и рубежного в конце полугодия, и учебного года.
Одной из важнейших форм подведения итогов реализации программы
является педагогическое наблюдение, которое проводится по специальным картам.
Уровень
отслеживается
сформированности
с
обучающегося»,
помощью
утверждённой
универсальных
«Программы
локальным
учебных
действий
мониторинга
актом
развития,
МАНОУ
«Центр
молодёжи».
Личностные - Методики «Лесенка» (В.Г. Щур), Методика изучения
мотивов участия школьников в деятельности (автор Л. В. Байбородова),
Методика «Мой личностный рост» (С.С. Кункевич), Методика оценки
отношений учащегося с группой (Рогов Е.И.).
Метапредметные - Методики изучения творческих способностей и
одарённости детей (ГОУ ДОД Дом детского творчества «На реке Сестре»,
составители Л.Ф. Васильченко. Я.П. Атласова), Тест оценки уровня
общительности, коммуникативности (Ряховский).
Предметные - Тест по спортивному туризму, «Показатели физической
подготовки
подготовки».
(для
самооценки
учащихся)»,
«Показатели
технической
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
З. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N2 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N2 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее — СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации» от 9 ноября 2018 г. № 196;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
10. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р;
11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ»;
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Литература, использованная при составлении программы
Для педагога:
1. Акимушкин, И. И Мир животных. Птицы рыбы, земноводные
и
пресмыкающиеся. Издательство «Мысль» 1989. 463 с.
2. Асбест
к
80-летию
со дня присвоения статуса города.
Екатеринбург: Издательство КВАДРАТ, 2013. 208 с.
3. Берман, А. Е. Юный турист. Москва, «Физкультура и спорт», 1977. 159 с.
4. Копырин, А. Л. Асбест. Куделька. Копи. Асбест, 2012. 380 с.
5. Малахов, А. А. Как произошли Уральские горы. Свердловск: Облгиз,
1949. 52 с.
6. Музеи
Свердловской
области: Справочник. Екатеринбург.
Издательство КВАДРАТ, 2006. 200 с. с илл.
7. Никитин, П. Город горного льна. Свердловск / П. Никитин, Н. Рубцов.
Книжное издательство, 1963. 218 с.
8. Никонов, М. А. Землеведение и краеведение: Учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип / М. А. Никонов, П.А. Данилов. Москва:
Издательский центр «Академия», 2002. 240 с.
9. Основы
безопасности жизнедеятельности 6 класс. Учебник для
общеобразовательных школ. Москва: Издательство АСТ. 1996. 207 с.
10.
Природа
Урала.
Сборник
статей.
Свердловское
областное
Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник. Ю. Н.
Федотов.
издательство. 1963. 355 с.
11.
Москва: Советский спорт, 2004г. 464 с.
12.
Туристские слёты и соревнования учащихся: Учебно-методическое
пособие. Константинов Ю. С. Москва: ЦДЮТиК МО РФ, 2000. 126 с.
13.
Ураласбест. Екатеринбург. 2009. 340 с.
14.
Ферсман,
А. Е. Занимательная минералогия. Свердловское
книжное издательство, 1954. 219 с.
Для учащихся:
1.
Бажов, П. П. Уральские сказы. Москва. Советская Россия. 1987. 352 с.
2.
Большой атлас природы России. Москва: Эгмонт Россия Лтд., 2003. 644
3.
Мир географии. Занимательные рассказы о физической географии.
с.
Санкт- Петербург, «МиМ – Экспресс», 1995. 176 с.
4.
Питание в туристском походе. Алексеев А.А. Москва: Балабанов, 2003.
5.
Туристскими тропами из века в век. Екатеринбург.: ООО «Проспект».
29 с.
2014. 208 с.
6.
Уроки
ориентирования:
учебно-методическое
пособие.
Константинов Ю.С. Москва: ЦДЮТиК МО РФ, 2005. 328 с.
7.
Шейкин, А. Л. Повесть о карте. Государственное издательство
детской литературы Министерства просвещения РСФСР. 1949. 25 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Мониторинг результатов обучения (для заполнения педагогом)
Показат
Критерии
Степень
Возможн
Методы
ели
выраженности
ое число
диагнос
(оценива
оцениваемого качества
баллов
тики
емые
парамет
ры)
1.
Теоретическая подготовка
Теоретически Способность
Минимальный уровень –
е знания по
ответить на
ребенок
контрольн
основным
вопросы по
овладел менее чем 0,5
ый опрос
разделам
всем темам за объема
учебно-
год.
1
Тест,
и др.
знаний
тематическог
Средний уровень –
о
ребенок способен
плана
ответить на более
программы
половины вопросов
Максимальны й
5
10
уровень – освоил
практически весь объем
знаний
2.
Походная
Умение
подготовка
пользовать
ся
снаряжени
ем,
Практическая подготовка
Минимальный уровень
1
Средний уровень
5
Максимальны й
10
уровень
Педагогич
еское
наблюд
ение,
поход
организов
ывать
бивак,
дежурить
Навыки
Умение
Минимальный
1
ориентирован работать с
уровень
ия
Средний уровень
5
Максимальны й
10
картой и
компасом
Педагогич
еское
наблюд
ение,
соревнова
уровень
ния
Физическая
Умение
Минимальный
подготовка
выполнять
уровень
комплекс
Средний уровень
5
Максимальны й
10
упражнений
1
Педагогич
еское
наблюд
ение, сдача
нормативо
уровень
в
Техничес
Умение
Минимальный уровень
1
Педагогиче
кая и
выполнять
Средний
5
ское
тактичес
технические
уровень
кая
приёмы
Максимальны й
подготов
наблюдени
10
е,
соревнован
уровень
ка
ия
2. Метапредметные УУД
Самостоятел
Степень
Минимальный уровень
1
ьност ь и
самостоятел
Средний уровень
5
инициатива
ьност и при
(готовность
выполнении
Максимальны й
10
к
заданий,
уровень
Педагогич
еское
наблюден
ие
решению
проявлен
проблем)
ие
инициат
ивы и
творчест
ва
Работа с
Умение
Минимальный уровень
1
информацие
работать с
Средний уровень
5
й
информацие
Максимальны й
10
й
самостоятель
Педагогич
еское
наблюден
уровень
ие
но, не
испытывая
особых
трудностей
Выполнение
Умение
Минимальный уровень
1
Педагогич
логических
выполнять
Средний уровень
5
еское
операций
логические
Максимальны й
10
операции
сравнения,
классификаци
и,
установления
аналогий,
анализа
и
обобще
ния
информ
уровень
наблюден
ие
ации
Умение
Способность
слушать и
слушать
слышать,
внимательно,
вступать во
терпимо
взаимодейств относиться к
ие,
чужому
высказывать
мнению,
своё мнение
учитывать его
при общении,
высказывать и
аргументиро
вать свою
точку зрения
Минимальный уровень
1
Средний уровень
5
Максимальны й
10
уровень
Педагогиче
ское
наблюдени
е
Мониторинг личностного развития ребенка (для заполнения педагогом)
Показатели
Критерии
Степень
Возможн
Методы
оцениваемые
выраженности
ое число
диагности
параметры
оцениваемого качества
баллов
ки
1. Ориентационные качества
Самоопределени Способ
Минимальны
е
ность
й уровень
ребёнка
Средний
самосто
уровень
ятельно
Максимальный
опре
уровень
1
Педагогич
еское
5
наблюден
ие
10
деля
ть
цели
свое
го
обуч
ения
,
адек
ватн
ая
само
оцен
ка
Смыслообразова Степень
Минимальный уровень
1
Педагогич
ние (мотивация) осознания
Средний
5
еское
смысла
уровень
наблюден
учения,
Максимальный
отношени
уровень
10
ие
1
Педагогич
е к нему
(учится с
удовольст
вием,
потому
что
«надо» и
т.д.)
Морально-
Выполнени Минимальны
этическая
е/невыполн й уровень
ориентация
ение
(выполнение
моральных уровень
моральных
норм,
норм,
соблюдени уровень
оценка
е
поступков)
принципов
Средний
Максимальный
еское
5
наблюден
ие
10
нравственн
ости и
морали
Морально-
Выполнени Минимальны
этическая
е/невыполн й уровень
ориентация
ение
(выполнение
моральных
моральных Максимальный
норм,
уровень
норм, оценка
соблюдени
поступков)
е
принципов
нравственн
Средний уровень
1
Педагогич
еское
5
наблюден
10
ие
ости и
морали
Самоконтроль
Способно
Минимальны й уровень
1
Педагогич
(планирование
сть
Средний
5
еское
и организация
самостоят
уровень
собственной
ельно
Максимальный уровень
10
ие
деятельности)
контроли
Осознанное
Соблюдени Минимальны й уровень
1
Педагогич
отношение к
е
5
еское
своему
санитарно- уровень
гигиеничес Максимальный
наблюден
ровать
своё
поведени
еи
управлять
им
здоровью
ких норм,
Средний
наблюден
10
уровень
правил
ТБ,
забота о
своём
здоровье
и пример
для
товарище
й
Способность
Умение и
работать в
готовност
ь
Минимальны й уровень
1
ие
взаимоде
йствовать
при
команде
работе в
Средний
паре, в
уровень
команде
Максимальный
5
Педагогич
еское
10
наблюден
ие
уровень
2. Морально - волевые качества
Терпение
Способн
Терпения хватает менее
ость
чем на
ание,
перенос
½ занятия
педагогич
ить
Более чем на
(выдерж
½ занятия
ивать)
На всё
известные
занятие
1
5
Анкетиров
еское
наблюден
10
ие
1
Педагогич
нагрузки в
течение
определе
нного
времени,
преодоле
вая
трудности
Воля
Способ
Волевые усилия
ность
ребенка
еское
активно
побуждаются извне
наблюден
побужд
Иногда самим
ать себя
ребенком
к
Всегда самим
5
10
ие
практич
ребенком
еским
действи
ям
Самоконтроль
Умение
Ребенок постоянно
контролир
действует под
еское
овать свои
контролем извне
наблюден
поступки
(приводит
ьк
1
Периодически
5
Педагогич
ие
контролирует себя сам
должному
Постоянно контролирует
действию)
себя сам
10
Мониторинг показателей физической подготовки (для
самооценки учащихся)
Нормати
в
ФИ
учащегос
я
Отжи
Подтягив Пресс
Присе
Планк
Чел.
Бег
Бег
мания
ания
(кол-
дания
а
Бег
100
1к
(макс.
(макс.
во раз
(кол-
(макс.
(за
м
м
кол-во
кол-во
за 30
во раз
время
30
раз)
раз)
сек.)
за 30
)
сек.)
сек.)
Мониторинг показателей технической подготовки
Навыки
Туристские
ФИ учащегося Уклад
Спортивный туризм
Установ
Упр.
ка
ка
Карабины,
льный
рюкзак
палатки
жумар, фсу
подъём
а
Узлы
Вертика