Отдел образования администрации городского округа Рефтинский
Муниципальное автономное нетиповое образовательное учреждение
«Центр молодёжи» городского округа Рефтинский
Программа принята
на педагогическом совете
Протокол № 3
от 26 августа 2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАНОУ «Центр молодёжи»
_______ С.А. Ткалич
Приказ № 96 от 26 августа 2024 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Юнармеец»
Возраст обучающихся: 8 – 17 лет
Срок реализации: 2 года
Автор – составитель:
Болотов Константин Николаевич,
педагог дополнительного образования
го Рефтинский 2024 г.
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Юнармеец» и порядок ее
утверждения разработан в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития
дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р, Приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам», Письмом Минобрнауки
России от 18.11.2015 № 09-3242 "О направлении информации» (вместе с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»),
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил
и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», Уставом
МАНОУ «Центр молодёжи», Положением
о
дополнительных
общеобразовательных программах МАНОУ «Центр молодёжи».
Уставом
Всероссийского
детско-юношеского
военно-патриотического
общественного движения «ЮНАРМИЯ», Положением о юнармейском отряде,
Положением о ведении единого реестра участников ВВПОД «ЮНАРМИЯ»,
Приказом Министра обороны РФ № 96, Минобразования РФ № 134 от 24.02.2010 г.
"Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской
Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам
военной службы" (далее Инструкция).
Направленность (профиль) программы
Данная дополнительная общеобразовательная программа разработана в рамках
социально-гуманитарной направленности для обучающихся 8 - 17 лет. Основой
программы является военно-патриотическое воспитание обучающихся.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена рядом факторов:
- нацеленностью на развитие чувства патриотизма;
- целевой ориентацией на подготовку обучающихся к службе в ВС РФ;
- формированием здорового образа жизни;
- необходимостью развития духовно-нравственных ценностей учащихся.
Актуальность данной программы определяется сегодня значением, предающимся
патриотическому воспитанию детей и подростков. Каждому ребенку подросткового
возраста, свойственен интерес к групповой деятельности (команде), проявлению себя
в сфере военно-патриотического направления, чтобы совершенствовать свое
физическое начало. Данная образовательная программа направлена на решение таких
проблем, как повышение занятости детей в свободное время, физическое развитие и
оздоровление детей, воспитание детей и подрастающего поколения в духе
гражданственности и патриотизма, любви к Родине.
К сожалению, за последние годы на территории Российской Федерации значительно
понизилось воспитательное воздействие организаций образования, культуры,
творческих союзов на формирование духа патриотизма среди граждан. В
общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм,
индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное
отношение к государству и социальным структурам. Проявляется устойчивая
тенденция падения престижа военной и государственной службы. В связи с этим
возникает необходимость создания единой государственной политики в области
патриотического воспитания граждан и соответствующей ей государственной
системы воспитания патриотизма как основу консолидации общества и укрепления
государства. Местное отделение городского округа Рефтинский Всероссийского
детско-юношеского
военно-патриотического
общественного
движения
«ЮНАРМИЯ» является неотъемлемой частью этой политики и должна оказывать
помощь в деятельности учреждений дополнительного образования, направленной на
воспитание молодёжи в духе преданности своему Отечеству, любви к Родине,
стремление служить интересам Государства.
Отличительные особенности программы, новизна
Данная образовательная программа способствует отвлечению подростков от вредного
влияния улицы, воспитывает у них чувство гражданского долга и патриотизма, изучая
российские традиции в военном деле, получая информацию об исторических
событиях времён Великой Отечественной войны. Подростки имеют возможность за
время посещения занятий улучшить свои ЗУН по данным дисциплинам, определиться
в выборе военной профессии, легко справляться с заданиями при их участии в
соревнованиях и военно-спортивных играх.
Адресат программы
Программа предназначена для обучающихся 8-17 лет.
В этом возрасте обучающийся ощущает свою принадлежность и причастность к
определенной социальной группе. Он уже не просто подражает в поведении старшим,
а анализирует и оценивает историю, традиции, существующую систему ценностей и
мораль того общества, которое его воспитывает. В этот период ярко проявляются
нравственные, интеллектуальные и патриотические чувства. Именно в подростковом
возрасте возникают глубокие, действенные, устойчивые интересы, развивается
самостоятельность, исполнительность и дисциплинированность. Также, в этом
возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности:
увеличивается объем внимания, памяти, происходит развитие наблюдательности.
Они
отличаются
неустойчивостью
в
психоэмоциональном
состоянии,
неуравновешенностью характера, поэтому предметом заботы педагога является
воспитание волевых качеств личности. Индивидуальный подход предполагает учет
особенностей возраста, типа нервной деятельности, темперамента, характера.
Состав группы – разновозрастной. Психологический климат в группе позволяет
каждому ребенку раскрыть свои способности, получить удовлетворение от занятий,
почувствовать поддержку и помощь старших товарищей.
Наполняемость групп: 10 человек. Условия приема: принимаются все желающие (не
имеющие ограничений по состоянию здоровья).
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 45 мин
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут
Общее количество часов в неделю – 6 часов
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.
Объем программы: 432 часа
Срок освоения:
Программа рассчитана на 2 года обучения:
1 год обучения: 216 часов в год
2 год обучения: 216 часов в год
Особенности организации образовательного процесса
Формы реализации программы:
Разноуровневая общеразвивающая программа. Программа или её часть может
реализовываться с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при проведении учебных занятий, практик, текущего
контроля успеваемости промежуточной и (или) итоговой аттестации обучающихся.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуальногрупповая, групповая, с использованием дистанционных технологий.
Перечень видов занятий: лекции, семинары, экскурсии, соревнования.
Перечень форм подведения итогов: опрос, тестирование, выступление с докладом,
контрольные упражнения и задания, зачёт, смотр, соревнования.
Цели и задачи общеобразовательной программы
Цель: создание образцово-показательного юнармейского отряда, способного к
социализации в условиях гражданского общества, уважающего права и обязанности
будущих защитников Отечества, умеющего применять знания и умения, полученные
в ходе отработки программы «ЮНАРМЕЕЦ», на разноуровневых мероприятиях
военно- патриотической направленности.
Задачи:
Обучающие:
вырастить поколение, способное не только защищать Отечество с оружием
в руках, но и отстаивать интересы России в мирных сферах (геополитика);
дать обучающимся системные знания по выживанию в экстремальных
условиях в соответствии с его возрастом и способностями;
закреплять приобретенные навыки в психологической и физической
устойчивости, в условиях, приближенных к боевым;
научиться применять на практике знания, полученные в ходе
общефизической, огневой и строевой подготовках, основ рукопашного боя (бокс,
самбо).
Развивающие:
- развивать у обучающихся творческие способности, формирование навыков
самообразования, самореализации личности;
повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
- развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности;
- развивать у подростков интереса к изучаемым предметам.
Воспитательные:
прививать чувство сохранения исторической преемственности поколений;
- воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к
людям;
поддерживать чувство ответственности за предоставленную возможность
стать сильным и смелым, выносливым и решительным и т.п.;
способствовать формированию активности участии и организации
соревнований, экскурсий, ВСИ.
-прививать желание к здоровому образу жизни и способствовать укреплению
здоровья обучающихся.
-
Содержание программы 1 года обучения
Учебный (тематический) план
№
Разделы программы
Количество часов
Форма контроля/
аттестации
Всего
Теория
Практика
1.
Введение.
2
1
1
1
1
0
1.1.
Вооруженные Силы РФ на
современном этапе
1
0
1
1.2.
2.
Тесты по теоретическому
материалу
Правовая подготовка.
8
2
6
3.
Огневая подготовка.
40
17
23
3.1.
Назначение, принцип
действия и устройство
АК-74 и ПМ
40
17
23
4.
Физическая подготовка.
32
3
29
4.1.
Комбинированные занятия
32
3
29
5.
Основы рукопашного
боя
Повторение и закрепления
изученного материала.
35
10
25
35
10
25
6.
Строевая подготовка.
38
10
28
6.1.
Строи и их элементы.
14
4
10
6.2.
Строевая стойка.
12
3
9
6.3.
Управление строями
12
3
9
7.
Защита от оружия
массового поражения
Ядерное, химическое и
биологическое
(бактериологическое)
оружие;
Индивидуальные средства
защиты от ОМП;
Военная топография
8
4
4
4
2
2
4
2
2
7
4
3
Основы обучения военной
топографии
7
4
3
5.1.
7.1.
7.2.
8.
8.1.
Тест,
анкетирование
Тест,
анкетирование
Тест,
анкетирование
Контрольная точка
Соревнование,
тестирование
Тесты по ОФП
Соревнование
Промежуточная
аттестация
Тестовая работа
Контрольная точка
9.
Инженерная подготовка
9.1.
Правила инженерной
подготовки
10. Противопожарная
подготовка
10.1. Правила пожарной
безопасности
11. Военно-медицинская
подготовка
11.1. Изучение основ военномедицинской подготовки
12. Выживание в
экстремальных
условиях(в таёжных
условиях)
12.1. Основные навыки
выживания в
экстремальных условиях
13. Итоговая аттестация
Итого:
12
6
6
Тест
12
6
6
10
5
5
10
5
5
9
5
4
9
5
4
9
6
3
9
6
3
6
3
3
216
76
140
Контрольная точка
Контрольная точка
Практическое
занятие
Тесты по ОФП
Содержание учебного плана
1. Введение.
1.1 Вооруженные Силы РФ на современном этапе
Теория: Размещение военнослужащих. Военнослужащие Вооруженных Сил
Российской Федерации и взаимоотношения между ними. Истинно русские традиции
военных, их отношения к чести и достоинству своего мундира в мирной жизни.
Практика: Тесты по теоретическому материалу (огневая, строевая, военно-медицинская
подготовка, ВС РФ на современном этапе и история ВС РФ) и анкетированию с целью
выявления уровня воспитанности, эмоционального состояния и мотивации к занятиям.
2. Правовая подготовка
Теория: Субъекты правообразовательной деятельности. Формирование системы
правовых знаний, объективно отражающих правовую действительность.
Практика: Целенаправленное создание комплекса педагогических условий для того,
чтобы одновременно с формированием системы правовых знаний у школьников
возникало социально полезное эмоциональное отношение к изучаемым правовым
явлениям.
3. Огневая подготовка
3.1. Назначение, принцип действия и устройство АК-74 и ПМ.
Теория: Общее понятие о внутренней и внешней баллистике. Назначение, принцип
действия и устройство АК-74 и ПМ, уход и хранение, ТТХ. Правило поведения в тире и
на линии огня. Порядок обращения с оружием во время стрельбы и чистки оружия.
Устройство гранаты, порядок применения, техника безопасности с оружием.
Практика: Разборка и сборка АК-74 и ПМ. Отработка практических действий на
огневом рубеже. Выполнение стрелковых упражнений из пневмовинтовки, на скорость
и четкость стрельбы. Неполная разборка, сборка АК-74. Отработка навыков стрельбы
из пневмовинтовки стоя, сидя, лежа с упором.
4. Физическая подготовка
4.1. Комбинированные занятия
Теория: Изучение нормативов по физической подготовке
Практика: Комплексы физических упражнений, утренняя зарядка. Отработка
преодоления отдельных элементов. Преодоление полосы препятствий, без учета
времени. Лыжная подготовка.
5. Основы рукопашного боя
5.1. Повторение и закрепления изученного материала. Изучение бросков в стойке
Теория: Повторение и закрепление изученных бросков в стойке. Теория по правилам
соревнований «Самбо». Правила защиты от ударов ножом – сверху, снизу, прямо, сбоку.
Обезоруживание противника.
Практика: Разминка с элементами страховки и самостраховки. Разучивание и
тренировка в выполнении подготовительных приемов рукопашного боя
(самострахование, изготовка к бою, передвижение. Проведение соревнований по самбо.
Совершенствование приемов самостраховки. Разучивание приемов нападения (броски
и подножки, связывание противника). Совершенствование приемов. Воздействие на
болевые точки тела человека. Разучивание и тренировка приемов обезоруживания
противника при попытке достать пистолет, угрозы пистолетом в упор, спереди, сзади.
Учебные бои с применением защитных средств и боксерских перчаток.
6. Строевая подготовка
6.1. Строи и их элементы.
Теория: Изучение строевых элементов
Практика: Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно». Строевой и
походный шаг.
6.2. Строевая стойка.
Теория: Правила строевой подготовки
Практика: Повороты на месте и в движении (одиночная подготовка).
6.3. Управление строями.
Теория: Основы управления строями
Практика: Выход из строя и возвращение в строй. Подход и отход от начальника.
Перестроение из одношеренажного в двухшеренажный строй и обратно.
7. Защита от оружия массового поражения
7.1. Ядерное, химическое и биологическое (бактериологическое) оружие;
Теория: Характеристика, поражающие факторы и защита от него.
Практика: Практическое занятие. Отработка навыков.
7.2. Индивидуальные средства защиты от ОМП;
Теория: Фильтрующие противогазы, правила поведения.
Практика: Практическое занятие. Тренировка
8. Военная топография
8.1. Основы обучения военной топографии
Теория: Ориентирование с помощью карты; составление маршрута движения по карте,
картографирование местности, целеуказание.
Практика: Ориентирование без карт, с помощью местных признаков. Ориентирование
расстояний, дистанций без измерительных инструментов. Составление маршрута,
следование по маршруту, обход препятствий и возвращение на маршрут.
9. Инженерная подготовка
9.1. Правила инженерной подготовки
Теория: Устройства окопов и других защитных сооружений в обороне; подготовка к
переправе через болота, реки, овраги, средства взрывания
Практика: Преодоление инженерных заграждений в наступлении. Оборудование мест
постоянного базирования в тылу противника.
10. Противопожарная подготовка
10.1 Правила пожарной безопасности.
Теория: Изучение правил пожарной безопасности.
Практика: Средства пожаротушения и правила пользования ими.
11. Военно-медицинская подготовка
11.1. Изучение основ военно-медицинской подготовки
Теория: Правила личной гигиены в полевых (боевых условий).
Практика: Первая медицинская помощь при ранении и травмах.
12. Выживание в экстремальных условиях (в таёжных условиях)
12.1. Основные навыки выживания в экстремальных условиях
Теория: Изучение основных навыков выживания в экстремальных условиях
Практика: Ориентирование по местности. Добыча и приготовление пищи.
Обустройство укрытий. Порядок подачи сигналов, порядок проведения эвакуации,
уход от преследования.
13. Промежуточная и итоговая аттестация
Итоговая ведомость по всем темам.
Содержание программы 2 года обучения
Учебный (тематический) план
№
Разделы программы
1.
Введение. Водное занятие.
1.1.
Инструктаж по технике
безопасности
Общефизическая подготовка
Разучивание и тренировка в
выполнении 1-го комплекса
армейских вольных
упражнений
Изучение общего контрольного
упражнения на единой полосе
препятствий по элементам
2.
2.1.
2.2.
Количество часов
Форма контроля/
аттестации
Всего
2
Теория
1
Практика
1
2
1
1
59
50
4
1
55
49
Соревнование.
5
1
4
Практическое
занятие
Тест,
анкетирование
2.3.
2.4.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
4.
4.1.
Изучение техники метания
гранат стоя с места в движении,
с колена и лежа. Тренировка в
метании гранат на точность и
дальность
Итоговое занятие
Ориентирование.
2
1
1
2
8
1
4
1
4
Понятие «карты»
Условные знаки
Масштабы карт
Устройство и правила
пользования компасом
Строевая подготовка
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
37
4
33
3
1
2
17
1
16
16
1
8
3
1
1
3
1
15
0
5
2
3
1
2
2
23
2
1
7
1
1
16
1
Тестирование.
3
1
2
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
6.2.
Торжественное прохождение в
составе отделения
Действия в составе отделения
на месте и в движении
Одиночная строевая подготовка
Зачет по разделу
Гражданская оборона
Пользование средств
индивидуальной защиты
(респираторы, противогазы)
Преодоление участков
заражения и препятствий в
средствах защиты
Зачет по разделу
Тактическая подготовка
Краткий экскурс в историю
тактики
Тактическое снаряжение бойца
6.3.
Действие отделения в обороне
6
2
4
6.4.
Действие отделения в
наступлении
Методы и способы ведения
разведки
Решение тактических задач
индивидуально и в группе
Огневая подготовка
Боевые свойств, назначения и
устройство пневматической
винтовки
Подготовка к стрельбе, правила
6
1
5
4
1
3
2
1
1
27
6
7
2
20
4
4
1
3
4.2.
4.3.
4.4.
5.
5.1.
5.2.
5.3.
6.
6.1.
6.5.
6.6.
7.
7.1.
7.2.
Промежуточная
аттестация.
Практическое
занятие.
Промежуточная
аттестация
Тестирование.
Практическое
занятие.
7.3.
7.4.
7.5.
7.6.
8.
8.1.
8.2.
8.3.
8.4.
8.5.
8.6.
8.7.
9.
9.1.
9.2.
10.
10.1.
10.2.
10.3.
11.
11.1.
11.2.
11.3.
11.4.
12.
поведения в тире
Стрельба из пневматической
винтовки лёжа с упора
Разборка, сборка автомата
Калашникова
Снаряжение и разряжение
магазина автомата
Калашникова
Зачет по разделу
Медико-санитарная подготовка
Медицинские термины
Алгоритм оказания первой
доврачебной помощи
Лекарственные растения и
грибы
Алгоритм оказания первой
доврачебной помощи при
механических травмах
Алгоритм оказания первой
доврачебной помощи при
ранениях и ожогах
Виды перевязок
Зачет по разделу
Интеллектуальная подготовка
Основы исторических знаний
Краеведение и география
Психологическая подготовка
Страх, паника. Способы
преодоления страха и паники
Конфликты, ссоры
взаимоотношения в группе.
Способы предотвращения
Психологическая
саморегуляция
Участие и организация
мероприятий
Месячник оборонно-массовой и
спортивной работы
Весенняя неделя добра
Игры «Зарница», «Орленок»
Организация экскурсий
Заключительное занятие
Итого:
4
1
3
8
2
6
4
1
3
1
0
1
17
2
3
10
2
2
7
0
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
4
2
8
4
4
12
6
2
1
4
2
2
6
3
2
1
4
2
2
6
3
4
2
2
2
1
1
13
5
8
3
1
2
4
3
3
2
216
2
1
1
1
60
2
2
2
1
156
Содержание учебного плана 2 года обучения
Соревнование.
Практическое
занятие.
Тестирование.
Соревнование.
1. Вводное занятие.
1.1 Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Инструктаж по технике безопасности.
2. Общефизическая подготовка.
2.1. Разучивание и тренировка в выполнении 1-го комплекса армейских вольных
упражнений.
Теория: Изучение теории 1-го комплекса армейских вольных упражнений.
Практика: Тренировочное занятие по выполнению 1-го комплекса армейских вольных
упражнений.
2.2. Изучение общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий по
элементам.
Теория: Общее контрольное упражнение на единой полосе препятствий предназначено
для совершенствования военно-прикладных навыков военнослужащих и развития у них
быстроты, скоростной и силовой выносливости, уверенности в своих силах, смелости и
решительности.
Практика: Прохождение полосы препятствий
2.3. Изучение техники метания гранат стоя с места в движении, с колена и лежа.
Тренировка в метании гранат на точность и дальность.
Теория: Изучение техники метания гранат.
Практика: Тренировка в метании гранат на точность и дальность
2.4. Итоговые занятие
3. Ориентирование.
3.1. Понятие «карты».
Теория. Изучается понятие «карта», виды карт.
Практика. Просмотр мультимедийных презентаций, дидактическогоматериала.
3.2. Условные знаки.
Теория. Изучаются условные знаки.
Практика. Просмотр дидактического материала.
3.3. Масштабы карт.
Теория. Изучаются масштабы карт.
Практика. Просмотр мультимедийных презентаций, дидактическогоматериала.
3.4. Устройство и правила пользования компасом.
Теория. Изучается устройство и правила пользования компасом.
Практика. Ориентирование на местности.
3.5. Зачёт разделу.
Практика. Итоговое занятие проходит в форме практического занятия.
4. Строевая подготовка.
4.1. Торжественное прохождение в составе отделения.
Теория. Изучение строевых приёмов торжественного прохождения.
Практика. Применение полученных знаний на практике.
4.2. Действия в составе отделения на месте и в движении.
Теория. Изучение методики действия в составе отделения на месте и в движении.
Практика. Применение полученных знаний на практике.
4.3. Одиночная строевая подготовка.
Теория. Изучение методики одиночной строевой подготовки.
Практика. Применение полученных знаний на практике.
4.4. Зачёт по разделу.
Практика. Занятие пройдёт в форме «Смотра строя и песни».
5. Гражданская оборона.
5.1. Пользование средствами индивидуальной защиты (респираторы, противогазы).
Теория. Изучение и закрепление методики и правил пользования противогазом и
респиратором.
Практика. Применение полученных знаний на практике.
5.2. Преодоление участков заражения и препятствий в средствах защиты.
Теория. Изучение методики и правил пользования защитным костюмом ОЗК.
Практика. Применение полученных знаний на практике.
5.3. Зачёт по разделу.
Практика. Итоговое занятие будет проходить в форме практической игры.
6. Тактическая подготовка.
6.1. Краткий экскурс в историю тактики.
Теория: Краткий экскурс в историю тактики.
6.2. Тактическое снаряжение бойца.
Теория: Виды тактического снаряжения бойца
6.3. Действие отделения в обороне.
Теория: Изучение действий отделения в обороне.
Практика: Воспроизведение действий отделения в обороне.
6.4. Действие отделения в наступлении.
Теория: Изучение действий отделения при наступлении.
Практика: Воспроизведение действий отделения при наступлении.
6.5. Методы и способы ведения разведки.
Теория: Изучение теории по методам и способа ведения разведки.
Практика: Воспроизведение
6.6. Решение тактических задач индивидуально и в группе.
Практика: Решение тактических задач индивидуально и в группе.
7. Огневая подготовка.
7.1. Боевые свойств, назначения и устройство пневматической винтовки.
Теория. Изучаются боевые возможности, структура и назначение пневматической
винтовки.
Практика. Применение полученных знаний на практике.
7.2. Подготовка к стрельбе, правила поведения в тире.
Теория. Изучаются основы подготовки к стрельбе. Проводится инструктаж.
Практика. Применение полученных знаний на практике.
7.3. Стрельба из пневматической винтовки, лёжа с упора.
Теория. Изучаются основы и правила стрельбы.
Практика. Применение полученных знаний на практике.
7.4. Разборка, сборка автомата Калашникова.
Теория. Изучаются материальная часть автомата, смазка и чистка его механизмов.
Практика. Применение полученных знаний на практике.
7.5. Снаряжение и разряжение магазина автомата Калашникова.
Теория. Изучается методика снаряжения и разряжение магазина автомата
Калашникова.
Практика. Применение полученных знаний на практике.
7.6. Зачет по разделу.
Практика. Итоговое занятие будет проходить в форме соревнований.
8. Медико-санитарная подготовка.
8.1. Медицинские термины.
Теория: Изучение медицинских терминов: виды травм, ранений, кровотечений,
утоплений, степени тяжести ожогов, отморожений. Знакомство с терминами: ранение,
травма, рана, кровотечение, ушиб, перелом, шок, ожог, обморок, отморожение,
охлаждение. Знакомство с понятиями: антисептик, асептик, давящая повязка,
иммобилизация, шина. Повторение основ строения человека: скелет, конечности,
кость, артерии, вена…
Практика: Сдача письменного теста название медицинских терминов.
8.2. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи.
Теория: Знакомство с алгоритмом оказания первой доврачебной помощи при
механических травмах, ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, ударе
электрическим током.
Практика: Отработка алгоритма оказания доврачебной помощи. Оценка ситуации.
Обеспечение безопасности на месте происшествия. Оценка состояния пострадавшего.
Оказание неотложной помощи. Вызов скорой медицинской помощи. Фиксация
информации о времени и причинах случая.
Контроль за состоянием пострадавшего.
8.3. Лекарственные растения и грибы.
Теория: Изучение лекарственных трав и грибов. Способы приготовления и
применения лекарственных растений и грибов.
Практика: Сдача письменного теста на знание лекарственных трав и грибов.
8.4. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи при механических травм.
Теория: Знакомство с приемами временной остановки артериального кровотечения с
использованием жгута и жгута-закрутки, накладки повязки «Уздечка», накладка
повязка «Восьмиобразная», накладка повязка «Спиральная» на конечности.
Практика: Отработка наложения повязок, шин, жгута и транспортировки
пострадавшего.
8.5. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи при ранениях и ожогах.
Теория: Первая доврачебная помощь при ранениях и ожогах.
Практика: отработка навыков при оказании первой доврачебной помощи при ранениях
и ожогах.
8.6. Виды перевязок.
Теория: Виды перевязок и правила их наложения.
Практика: Наложение повязок на верхнюю конечность.
8.7. Зачет по разделу.
Практика: Сдача зачета по медико-санитарной подготовке.
9. Интеллектуальная подготовка.
9.1. Основы исторических знаний.
Теория: Знакомство с понятием «история». Ход исторических событий. Основные
даты, известные люди и значимые события в Истории России.
9.2. Краеведение и география.
Теория: Знакомство с понятиями «краеведение», «география». Посещение местных
музеев и знакомство с родным краем. История родного края (события, известные
люди).
10. Психологическая подготовка.
10.1. Страх, паника. Способы преодоления страха и паники.
Практика: Метод самовнушения, аутотренинга. Важность воспитания в себе моральноволевых качеств.
10.2. Конфликты, ссоры взаимоотношения в группе. Способы предотвращения.
Теория: Способы предотвращения конфликтных ситуации.
Практика: Погашение отрицательных эмоции в себе и в других.
10.3. Психологическая саморегуляция.
Теория: Приемы психологической саморегуляции
Практика: Работа в паре, группе, коллективе. Решение сложных тактических задач.
11. Участие и организация мероприятий.
11.1. Месячник оборонно-массовой и спортивной работы.
Теория.
Правила
подготовки мероприятий
в
рамках
месячника
оборонно-массовой и спортивной работы.
Практика. Подготовка и проведение мероприятия.
11.2. Весенняя неделя добра.
Теория. Правила подготовки благотворительных акций, тимуровскихмероприятий.
Практика. Подготовка и проведение мероприятий.
11.3. Игры «Зарница», «Орленок».
Теория. Правила подготовки игр «Зарница», «Орлёнок».
Практика. Подготовка и проведение мероприятия.
11.4. Организация экскурсий.
Практика. Организация экскурсий в историко-краеведческом музее.
Обсуждение и подведение итогов.
12. Заключительное занятие.
Практика. Подведение итогов учебного года. Награждение лучшихвоспитанников.
Планируемые результаты
Личностные:
- Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям,
России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому
наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку,
народным традициям, старшему поколению; сформированная гражданская
компетенция.
- Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения,
в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями
разных убеждений, представителями различных социальных групп.
- Положительный опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением
и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
сформированная коммуникативная компетенция.
- Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском
обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и
поступков других людей.
- Понимание
и осознаний взаимной обусловленности физического,
нравственного, психологического, психического и социально-психологического
здоровья человека.
Осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье.
Умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни,
позволяющих сохранить и укрепить здоровье.
- Представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового
образа жизни.
- Потребность заниматься физической культурой и спортом.
Метапредметные:
Регулятивные:
умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся
возможностей;
умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины
достижения или отсутствия планируемого результата (участие в соревнованиях и
смотрах);
- формирование умения находить достаточные средства для решения своих
учебных задач;
демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки
мероприятий разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.
Познавательные:
умение осознавать свое место в военно-патриотических акциях; навык
делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной
информации о времени, эпохе при знакомстве с работами известных военных
конструкторов и действий полководцев;
анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования
разной сложности;
умение
самостоятельно
находить
требуемую
информацию,
ориентироваться в информации, устанавливать взаимосвязи между событиями и
явлениями;
критическое
оценивание
содержания
и
форм
современных
внутригосударственных и международных событий;
овладение культурой активного использования печатных изданий и
интернет- ресурсами.
Коммуникативные:
умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с
педагогом и сверстниками в отряде;
приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения
поставленной задачи;
умение находить общее решение и разрешать конфликты;
соблюдение норм публичного поведения и речи в процессе выступления.
Предметные:
Обучающиеся научатся:
использовать элементарные теоретические знания по истории техники и
вооружения;
применять основы строевой подготовки и дисциплины строя;
отличать истинные намерения своего государства и западных держав от
того, что предлагают современные СМИ;
- владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска
необходимой информации;
-
использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению
мероприятий военно-патриотической направленности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
правильно применять и использовать приемы владения стрелковым
оружием;
владеть навыками управления строя;
готовить и проводить военно-патриотические мероприятия для разных
целевых аудиторий;
участвовать в соревнованиях и смотрах-конкурсах по военнопатриотической тематике разного уровня;
готовить исследовательские работы по истории создания и применения
вооружения и военной технике для участия в конференциях и конкурсах.
-
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в 1 полугодии
Недель во 2 полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
Окончание учебного года
36
108
6
216
17
19
02.09.2024
31 декабря - 9 января
31.05.2025
Материально-техническое обеспечение
учебный класс;
мультимедиа проектор;
маркерная доска;
компьютер и ноутбук с выходом в Интернет, принтер, сканер;
макеты автомата Калашникова, снаряжение магазина;
тренажер «Максим II-01»;
ПН винтовки;
Уставы РФ;
видеотека;
набор учебных плакатов по ОБЖ и ОВС;
набор плакатов по викторианским дням РФ;
методическое обеспечение по программам военно-патриотической направленности.
Обучение детей и подростков ведется по принципу «от простого к сложному» от
теории к практике. Теоретические знания должны закрепляться практическими
действиями (занятиями, ВСИ, тренировками, учениями, комплексными выходами
обучения в полевых условиях).
Информационное обеспечение
Видеофильмы, плакаты, электронные пособия. Учебно-методическая литература и
пособия.
Методические материалы
Методические указания по Тактической подготовке.
Методические указания по Огневой подготовке.
Методические указания по Общевоинским уставам.
Методический материал для проведения теоретических занятий по воздушнодесантной подготовке.
Методический материал для проведения теоретических занятий по огневой
подготовке).
Методический материал по теме занятий: «5,45 мм автомат Калашникова АК– 74
(РПК - 74)».
Методическое пособие для проведения занятий по ОВС и внеурочной работе.
Учебный материал «Приемы рукопашного боя без оружия».
Программа «Рукопашный бой» (самбо, бокс).
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Результаты выполнения учебной программы отслеживаются путем проведения
аттестации, которая включает в себя: сдачу контрольных нормативов по физической
подготовке; анкетирование с целью выявления уровня воспитанности, эмоционального
и физического состояния, мотивации к занятиям.
Аттестации проводятся не реже 2-х раз в течении учебного года (на начало и
окончание первого полугодия учебного года). В конце года обучения проводится
итоговая аттестация. По итогам ее может корректироваться нагрузка, режим занятий (в
индивидуальном порядке). Формами подведения итогов так же являются: участие в
мероприятиях патриотической направленности различного уровня, участие в
соревнованиях, ВСИ, слетах и т.п.
Должен знать/ понимать
-
-
-
-
основные составляющие здорового
образа жизни и их влияние на
безопасность жизнедеятельности
личности;
основные виды военнопрофессиональной деятельности
(понятия военной топографии и
инженерной подготовки);
особенности прохождения военной
службы по призыву и контракту;
назначение и тактико-технические
характеристики стрелкового
оружия;
основные события ВОВ, военных
действий в Афганистане и
Чеченской республике;
Должен уметь
- выполнять неполную разборку и
-
сборку автомата Калашникова;
владеть
навыками безопасного
обращения с оружием;
стрелять из оружия лазерного
стрелкового комплекса «Рубин»;
стрелять из ПН и МК оружия;
выполнять элементы строевой и
тактической подготовки;
выполнять нормы ГТО по
отдельным видам;
владеть основами рукопашного боя
(самбо, бокс);
-
основы строевой подготовки;
- требования сдачи ГТО;
- приемы рукопашного боя (самбо,
бокс);
- основы защиты от оружия
массового поражения;
- общие требования по оказанию
первой медицинской помощи.
- использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и
повседневной жизни при оказании
первой медицинской помощи.
Нормативные документы
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее — ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
З. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N2 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N2 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее — СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации» от 9 ноября 2018 г. № 196;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
10. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022
г. № 678-р;
11.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования
на территории Свердловской области на период до 2035 года».
Список литературы для педагога
1.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2012-2015годы». М.,
2.
Кривоносенко Ф.Х. Патриотизм как наиболее глубокое чувство любви к Родине. М„ 2005.
3.
Растим патриотов России. Программы и методические разработки победите- лей
конкурса среди воспитателей и преподавателей образовательных учреждений образования
г. Москвы. М., 2007.
4.
Брандт М.Ю., Ляшенко Л.М. Введение в историю. М., 1994.
5.
Военная история: Учебник. М., 1984.
6.
Керсновский А.А. История русской армии, т.1. М., 1992.; т.2. М.,1993.
7.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государств и народов России. XVIXVIII в.в. М., 2003.
8.
Якеменко Б.Г. История Отечества. Часть I: с древнейших времён до конца XV
века. М., 2003; Часть II: ХУ1-ХУШ века. М„ 2003; Часть I: 1800-1939 годы. М., 2003.
9.
Исторический опыт организации воспитательной работы, моральнопсихологического обеспечения служебно-боевой деятельности органов и войск
Пограничной службы России (1990-2003). М., 2005.
10.
Терещенко В.В. На охране рубежей Отечества. М., 2008.
11.
«Военно-прикладное многоборье». Издательство ДОСААФ СССР, 1987 г.
12.
«Организация физкультуры и спорта» Издательство «Физкультура и спорт»,
1987 г.
13.
«Теория и практика подготовки парашютиста» Москва, Издательство
ДОСААФ СССР, 1987 г.
14.
Л.А.Потапов, «Приемы стрельбы из пистолета» Москва 2002 г.
15.
«Учебное и методическое пособие по НВП» Москва, «Просвещение», 1984
г.
16.
«Полиатлон. Методика подготовки спортсмена» Выпуск № 12 Тюмень, 2001 г.
В.А.Смирнов «Справочник инструктора-парашютиста»
Москва, Издательство ДОСААФ СССР 1989 г.
18.
В.В.Шоган. Технология личностно-ориентированного урока. Издательство
«Учитель». 2003.
19.
А.А.Атилов. Школа бокса для начинающих. Ростов-на-Дону, Издательство
«Феникс». 2005.
20.
С.В.Кульневич., В. Н. Иванченко. Дополнительное образование детей.
Методическая служба. М.: Издательство «Учитель». 2005.
21.
А.А.Доманевский. Авторская образовательная программа «Комплексная
программа военно-патриотического воспитания». 2002.
Г.К.Селевко. Руководство по организации самовоспитания школьников М., Школьные
технологии. Научно-практический журнал «Народное образование». 1999.
17.
Список литературы для обучающихся
1.
А.А.Атилов. Школа бокса для начинающих. Ростов-наДону, Издательство
«Феникс». 2005.
2.
В.Н.Шунков, «Оружие Красной Армии» Минск, «Харвест»,
1999 г.
3.
Д Уайзмен. «Спецназ-курс индивидуальной подготовки»
Москва, 2001 г.
4.
А.Тарас, Ф.Заруцкий «Подготовка разведчика» Минск
«Харвест» Москва «Аст»,
2002 г.
5.
А.Тепльин «Школа выживания в природных условиях»
Москва, «ЭКСМОПРЕСС.» 2001
6.
Ю. А. Науменко «Начальная военная подготовка» Москва,
«Просвещение», 1985
г.
7.
А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев «Основы
безопасности и
жизнедеятельности» ч. 1 10 класс.
8.
История государства Российского Карамзин
9.
Военная история России. Учебное пособие
для
общеобразовательных организаций. РВИО – школьнику.
Москва, Издательство «Просвещение», 2016.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Итоговая (индивидуальная) участников ВСИ
1. Почему Вы решили посещать
1. по необходимости;
занятия? Подчеркните правильный2. по желанию;
3. от скуки или интереса;
для Вас ответ
4. другое (напишите)
2. Хотите ли Вы служить в армии 1. да;
РФ? Подчеркните правильный для2. нет;
3. не знаю;
Вас ответ
4. другое (напишите)
3. Какую подготовку Вам необходимо
пройти перед службой в Армии РФ?
(перечислите)
4. В каких войсках Вы хотели бы 1. сухопутные;
служить? Подчеркните выбранный2. десантные;
3. инженерные;
Вами ответ
4. танковые;
5. войска связи;
6. ракетно-артелеристские; 7.другие
(напишите)
5 Какую помощь Вы можете оказать 1.моральную (сочувствие, соучастие,
человеку, попавшему в трудную
советы и т.д.); 2.медицинскую (первую
жизненную ситуацию?
медицинскую помощь); 3.иную
(напишите)
6 Что для Вас означает выражение: Я – патриот России – это значит, что
«Я – Патриот России»? Допишите …….
фразу
7 Каким видом спорта Вы
Занимаюсь –
занимаетесь, или занимались, или Занимался (ась) – Хочу заниматься –
хотите заниматься?
Входное анкетирование
Анкета № 1
ФИО
ОО
Класс _
возраст
!
Входное тестирование. Итоговое тестирование
Тест № 2
Ваша первая мысль - самая важная!
ФИО
ОО
1.
Класс _
возраст
обеспечение военной безопасности РФ;
обеспечение целостности границ РФ; развитие
новых средств вооружения РФ;
занимать лидирующее положение в гонки
вооружения в мировом масштабе
Ответ:
2. С
какой
целью для чистки, смазки и осмотра автомата; для
проводится
неполная чистки ствола;
разборка
и
сборка для проверки заряжен или не заряжен АК; для
автомата Калашниковапроверки ствольной коробки.
Ответ:
(АК)?
3. Основные составляющие Выработка
твердой
мотивации; Режим
здорового образа жизни? жизнедеятельности; Правильное питание;
Труд, отдых, сон и питание Ответ:
4.
Каково основное
предназначение
вооруженных сил
Российской Федерации?
Для чего существует
манекен
«Максим II - 01»
Для отработки сердечно-легочной и мозговой
реанимации; Наложение шин на места
повреждения;
Для остановки кровотечения с наложением
жгута Ответ:
5
«Отделение, в одну шеренгу – становись!»
По какой команде
производится построение «Отделение – стройся!»
«Отделение справа от меня становись!»
отделения в одну
«Отделение слева стройся!» Ответ:
шеренгу?
6
22 июня 1941 г. - 9 мая 1945 г.
Соотнесите даты и
события: А.Великая 25 декабря 1979 г. - 15 февраля 1989 г.
Отечественная война 27 декабря 1994 г - 31 августа 1996 г.
Б.Первая Чеченская 30 сентября 1999 г. - 15 апреля 2009 г.
война В. Афганская война
Г.Вторая Чеченская Ответ:
война
7
Как Вы считаете,
Научиться стрелять виртуально; Получить
Электронный тир – это навыки меткости;
наглядное пособие, на Умение стрелять из пистолета ПМ Макарова и
котором можно
автомата Калашникова;
Получение первоначальных навыков по
стрельбе.
Ответ:
Итоговая аттестация
обучающихся 1 года обучения
по программе " Юнармеец"
2024/2025 уч.год
№/
№
Фамилия, имя
зачет
Итоговая аттестация
обучающихся 2 года обучения
по программе " Юнармеец"
2024/2025 уч.год
№/
№
Фамилия, имя
зачет