ЮНАРМЕЕЦ ДС 2025-2026

Отдел образования администрации городского округа Рефтинский
Муниципальное автономное нетиповое образовательное учреждение
«Центр молодёжи» городского округа Рефтинский

Программа принята
на педагогическом
совете
Протокол № 3
от «26» августа 2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАНОУ «Центр молодёжи»
С.А. Ткалич
Приказ № 69/1
от «26» августа 2025 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Юнармеец»
Возраст обучающихся: 5– 7 лет
Срок реализации: 1 год

Автор – составитель:
Гончарова Инна Анатольевна,
методист

го Рефтинский 2025 г.

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Юнармеец» и порядок ее
утверждения разработан в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития
дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р, Приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам», Письмом Минобрнауки России
от 18.11.2015 № 09-3242 "О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»), Постановлением главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», Уставом МАНОУ «Центр молодёжи», Положением
о
дополнительных общеобразовательных программах МАНОУ «Центр молодёжи»,
Уставом Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного
движения «ЮНАРМИЯ», Положением о юнармейском отряде, Положением о ведении
единого реестра участников ВВПОД «ЮНАРМИЯ», Приказом Министра обороны РФ
№ 96, Минобразования РФ № 134 от 24.02.2010 г. "Об утверждении Инструкции об
организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области
обороны и их подготовки по основам военной службы" (далее Инструкция).
Направленность (профиль) программы
Данная дополнительная общеобразовательная программа разработана в рамках
социально-гуманитарной направленности для воспитанников 5 - 7 лет. Основой
программы является военно-патриотическое воспитание.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена рядом факторов:
- нацеленностью на развитие чувства патриотизма;
- ранней целевой ориентацией на подготовку обучающихся к службе в ВС РФ;
- формированием здорового образа жизни;
- необходимостью развития духовно-нравственных ценностей учащихся.
Программа разработана с учетом задач, поставленных в «Государственной
программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации в 20162020г.г.», Национальной доктрине образования в Российской Федерации о воспитании
гражданина: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов
России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих
права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…» и нормативных
документов
Всероссийского
детско-юношеского
военно-патриотического
общественного движения «ЮНАРМИЯ».
Программа ориентирована на социальный заказ обучающихся и родителей к

подготовке будущих защитников Отечества.
Содержание программы направлено на развитие представлений детей о Российской
армии и исторических подвигах защитников Отечества, воспитание нравственнопатриотических чувств и качеств личности ребенка старшего дошкольного и младшего
школьного возраста.
Отличительные особенности программы, новизна
Программа разработана в целях системного подхода к формированию патриотических
чувств к своей семье, родному краю, Родине и активизации работы среди всех
субъектов образовательного процесса: воспитанники; педагоги; родители.
Адресат программы
Программа предназначена для обучающихся 5-7 лет.
В этом возрасте обучающийся ощущает свою принадлежность и причастность к
определенной социальной группе. Он уже не просто подражает в поведении старшим,
а анализирует и оценивает историю, традиции, существующую систему ценностей и
мораль того общества, которое его воспитывает. В этот период ярко проявляются
нравственные, интеллектуальные и патриотические чувства. Именно в подростковом
возрасте возникают глубокие, действенные, устойчивые интересы, развивается
самостоятельность, исполнительность и дисциплинированность. Также, в этом возрасте
происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности: увеличивается объем
внимания, памяти, происходит развитие наблюдательности. Они отличаются
неустойчивостью в психоэмоциональном состоянии, неуравновешенностью характера,
поэтому предметом заботы педагога является воспитание волевых качеств личности.
Индивидуальный подход предполагает учет особенностей возраста, типа нервной
деятельности, темперамента, характера.
Состав группы – разновозрастной. Психологический климат в группе позволяет
каждому ребенку раскрыть свои способности, получить удовлетворение от занятий,
почувствовать поддержку и помощь старших товарищей.
Наполняемость групп: 15-20 человек. Условия приема: принимаются все желающие
(не имеющие ограничений по состоянию здоровья).
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 25 мин
Общее количество часов в неделю – 1 час
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Объем программы: 36 часов
Срок освоения:
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Формы реализации программы:
Программа или её часть может реализовываться с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при проведении учебных
занятий, практик, текущего контроля успеваемости промежуточной и (или) итоговой
аттестации обучающихся.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая,
групповая, с использованием дистанционных технологий.
Перечень видов занятий: лекции, семинары, экскурсии, соревнования.

Перечень форм подведения итогов: опрос, тестирование, выступление, контрольные
упражнения и задания, смотр, соревнования.
Цели и задачи общеобразовательной программы
Цель: вовлечение детей в военно-патриотическую деятельность, формирование в них
толерантного отношения к окружающим, любви к Родине и положительного образа
гражданина Российской Федерации. Для достижения этой цели требуется
выполнение следующих основных задач:
- обучающие:
-знакомство с историей юнармейского движения в России;
-знакомство с историей Вооруженных Сил РФ;
- знакомство с символами воинской славы, боевым знаменем;
-формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому,
настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
- формирование правильного выполнения строевых приемов и действий.

развивающие:

- развитие представления детей о воинах защитниках Отечества, о Российской армии,
об образах мира и войны, государственной символике и событиях-символах в истории
страны;
- развитие познавательного интереса к истории страны, города, своей семьи
- развитие аккуратности, дисциплинированности, умения четко следовать
инструкциям.

воспитательные:
- воспитание чувства гордости и уважения к защитникам Родины на основе конкретных

исторических событий и образов, доступных детям и вызывающих у них яркие
эмоциональные переживания - приобщение детей к социально-культурным традициям
уважения к памяти павших героев;
- воспитание ЗОЖ, патриотизма, чувства ответственности, верности воинскому долгу,
как символу воинской чести, доблести и славы.
Содержание программы
Учебный (тематический) план
№ Разделы программы
1.

Введение.

Количество часов
Форма контроля/
Всего
Теория Практика аттестации
2

1

1

История юнармейского
1.1 движения в России

1

0,5

0,5

Беседа

Российская армия
1.2 сегодня
2 Знакомство с основами
геральдики
2.1 Изучение
государственных
символов РФ

1

0,5

0,5

Опрос

2

1

1

2

1

1

Интеллектуальная
игра

3.

Физическая
подготовка
Защита Родины.
Священная традиция

4

1

3

5

2

3

4.1 Какая
она
Русь – матушка?
4.2 Былинные богатыри.
Физическая
подготовка.
4.3 Русский воин.

2

1

1

1

0,5

0,5

Соревнование,
тестирование
Викторина

1

0,5

0,5

Соревнование

4.4 Костюм и вооружение
русского воина
5. Герои – защитники и
спасители Отечества
5.1 Ратные подвиги
земляков
5.2 Военнослужащие и
труженики тыла в моей
семье
5.3 Подвигу народа жить в
веках

1

0,5

0,5

Выставка рисунков

5

2,5

2,5

2

1

1

2

1

1

1

0,5

0,5

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

4.

6

Строевая подготовка

6.1 Знакомство с основами
строевой подготовки.
7 Противопожарная
подготовка
7.1 Изучение основ
противопожарной
подготовки
8 Военно-медицинская
подготовка
8.1 Изучение основ
военно-медицинской
подготовки
9 Выживание в
экстремальных
условиях
9.1 Знакомство с
основными навыками
выживания в

Практическое
занятие

Беседа, опрос

Сбор материалов для
выставки (с
родителями)
Смотр

Опрос

Практическое
занятие

Практическое
занятие

экстремальных
условиях
10 Когда мы едины – мы
непобедимы
11 Галерея победителей

2

1

1

2

1

1

12 Мы за мир

4

2

2

12.1 Мы за мир на планете

2

1

1

Опрос

12.2 Мир – это главное
слово на свете
13 Итоговое занятие

2

1

1

Выставка рисунков

2

1

1

Анкетирование

36

16,5

19,5

Итого:

Познавательное
игровое занятие
Встреча с
участниками
военных действий

Содержание учебного плана
1. Введение.
1.1 История юнармейского движения
Теория: Детские молодёжные движения современной России.
Практика: Изучение символики Юнармии
1.2 Российская армия сегодня
Теория: Размещение военнослужащих. Военнослужащие Вооруженных Сил
Российской Федерации и взаимоотношения между ними. Истинно русские традиции
военных, их отношения к чести и достоинству своего мундира в мирной жизни.
Практика: Опрос по теоретическому материалу и анкетированию с целью выявления
уровня воспитанности, эмоционального состояния и мотивации к занятиям.
2. Знакомство с основами геральдики
2.1.Изучение государственных символов РФ
Теория: Раскрытие понятие государственной символики. Изучение истории гимна,
флага и герба России.
Практика
Просмотр мультимедийных презентаций, видеофильмов, дидактического материала.
3. Физическая подготовка
Теория: Изучение нормативов по физической подготовке
Практика: Комплексы физических упражнений, утренняя зарядка. Отработка
преодоления отдельных элементов. Преодоление полосы препятствий, без учета
времени.
4. Защита Родины. Священная традиция
4.1. Какая она, Русь-матушка
Теория: Общее понятие о прошлом России. Рассказ педагога, изучение иллюстраций,
беседа.
Практика: проведение дидактической игры, спортивных соревнований.

4.2. Былинные богатыри.
Теория: Слушание текста, беседа, викторина по содержанию былины «Илья Муромец
и Соловей-разбойник»
Практика: Просмотр презентации
4.3. Русский воин.
Теория: Беседа, слушание текста.
Практика: Просмотр иллюстрации памятника К. Минину и Д. Пожарскому,
проведение военных игр.
4.4. Костюм и вооружение русского воина.
Теория: Беседа, слушание текста, аудиофрагмент.
Практика: Просмотр презентации, практическая работа - аппликация «Шлем».
5. Герои – защитники и спасители Отечества
5.1. Ратные подвиги земляков
Теория: Рассказ о героизме и мужестве людей в борьбе за свободу любимой Родины в
годы Великой Отечественной войны, наших воинов-земляков.
Практика: Просмотр иллюстраций памятников, мемориалов погибшим в годы
Великой Отечественной войны (видеосюжет)
5.2. Военнослужащие и труженики тыла в моей семье
Теория: Беседа, слушание текста, аудиофрагмент.
Практика: Просмотр иллюстраций боевых наград, которыми награждали героев во
время Великой Отечественной войны. Опрос детей, сбор материалов для выставки.
5.3. Подвигу народа жить в веках
Теория: Знакомство детей с фрагментами биографии народных героев.
Практика: Просмотр презентации.
6. Знакомство с основами строевой подготовки
Теория: Изучение строевых элементов
Практика: Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно». Строевой и
походный шаг.
7. Изучение основ противопожарной подготовки.
Теория: Изучение правил пожарной безопасности.
Практика: Средства пожаротушения и правила пользования ими.
8. Изучение основ военно-медицинской подготовки
Теория: Правила личной гигиены в полевых (боевых условий).
Практика: Первая медицинская помощь при ранении и травмах.
9. Знакомство с основными навыками выживания в экстремальных условиях
Теория: Изучение основных навыков выживания в экстремальных условиях
Практика: Ориентирование по местности. Добыча и приготовление пищи.
Обустройство укрытий.
10. Когда мы едины – мы непобедимы
Теория: Рассказ, беседа, слушание текста.
Практика: Просмотр презентации «Россия – многонациональная страна»
11. Галерея победителей
Теория: Рассказ, беседа, слушание текста.
Практика: Знакомство с почётными людьми п. Рефтинский - участниками и
ветеранами войны.
12. Мы за мир
12.1. Мы за мир на планете

Теория: Создание у детей настроения сопереживания прошедшим событиям Великой
Отечественной войны на основе раннее полученных представлений о ветеранах
войны.
Практика: Изучение стихотворений и пословиц о мире, солдатских писем.
12.2 Мир – это главное слово на свете
Теория: Уточнение и расширение знаний детей о Великой Отечественной войне.
Практика: Отражение в рисунке впечатления от праздника Победы, умения создавать
композицию рисунка, оформление выставки рисунков.
13. Итоговое занятие
Итоговая ведомость по всем темам
Планируемые результаты
Предметные.
- Овладение базовыми знаниями о истории юнармейского движения в России;
-Овладение основами знаний о истории Вооруженных сил РФ;
-Овладение базовыми знаниями о государственных символах, символах воинской
славы.
Метапредметные
-Иметь представление о родном крае, о людях разных национальностей, о воинах
защитниках; о истории страны города, семьи: о мире и войне; о труде взрослых, их
деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках.
-Знать правила безопасности поведения в природе и на улице города.
Личностные
- Формирование у детей патриотических чувств, любви к своему родному краю,
Родине, гордости за людей, прославляющих наш край, страну;
- Понимание сопричастности к социальной и окружающей среде, осознание себя
полноправным членом общества
-Формирование ЗОЖ.
Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы
Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в 1 полугодии
Недель во 2 полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
Окончание учебного года

36
36
1
36
17
19
02.09.2025
31 декабря - 9 января
30.05.2026

Материально-техническое обеспечение

учебный класс;
мультимедиа проектор;
маркерная доска;
компьютер и ноутбук с выходом в Интернет, принтер, сканер;
видеотека;
набор учебных плакатов по ОБЖ и ОВС;
методическое обеспечение по программам военно-патриотической направленности.
Обучение детей ведется по принципу «от простого к сложному» от теории к
практике. Теоретические знания должны закрепляться практическими действиями
(занятиями, тренировками, учениями, комплексными выходами).
Кадровое обеспечение - педагог дополнительного образования, образование среднее
профессиональное.
Информационное обеспечение
Видеофильмы, плакаты, электронные пособия. Учебно-методическая литература и
пособия. Репродукции картин; картинки с различными видами войск и Защитников
Отечества, фотоальбомы «Мой город», «Моя семья»; художественная литература;
аудиозаписи с песнями военных лет.
Методические материалы
Демонстрационный материал, познавательно-развивающие игры, литература для
детского чтения.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Результаты выполнения учебной программы отслеживаются путем проведения
мониторинга, который включает в себя опрос с целью выявления уровня
воспитанности, эмоционального и физического состояния, мотивации к занятиям.
Аттестации проводятся не реже 2-х раз в течении учебного года (на начало и
окончание первого полугодия учебного года). В конце года обучения проводится
итоговая аттестация. По итогам ее может корректироваться нагрузка, режим занятий
(в индивидуальном порядке). (Приложение 1) Формами подведения итогов так же
являются: участие в мероприятиях патриотической направленности различного
уровня, участие в соревнованиях, планируемые слетах и т.п. (Приложение 2)
❖
❖
❖
❖
❖
❖
❖

Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее — ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
З. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N2 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. N2 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее — СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020
года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации» от 9
ноября 2018 г. № 196;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
10. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022
г. № 678-р;
11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
Литература, использованная при составлении программы
Список литературы для педагога
1.Александрова Е.Ю. и др. Система патриотического воспитания в ДОУ:
планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и
сценарий мероприятий - Волгоград: Учитель, 2007.
2. Белоусова Р.Ю., Чеменёва А.А. Теоретико-методологические основы приобщения

детей к отечественной культурной традиции в условиях дошкольного
образовательного учреждения. Сборник материалов II образовательных
Рождественских чтений: Педагогический потенциал истории и культуры родного
края. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2008.
3. Белоусова Р.Ю. «О решении проблемы развития вариативных форм дошкольного
образования в Нижегородской области». Журнал: Педагогическое обозрение. №2-3,
2008.
4. Белоусова Р.Ю. «Основные аспекты управления инновационным процессом в
дошкольном образовательном учреждении». Журнал: Педагогическое
обозрение. №3, 2007.
5. Вишневская В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей
5-7 лет «Свет Руси»: Пособие по реализации Государственной программы.
М.: АРКТИ, 2004.
6. Голицына Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью:
Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. М.: Мозаика -синтез, 2004.
7. Иванова Т.В. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Волгоград:
ИТД. Корифей. 2008.
8. Иткин Э.С. Учебно-методическое пособие «Дни воинской славы России». Книга 1
– Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007.
9. Крючков В.К. «Экспериментальная работа Нижегородского института развития
образования». Журнал «Педагогическое обозрение»№3, 2007.
10. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу: Метод. пособие по
ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. М.: ТЦ «Сфера», 2006.
11. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет:
Метод. пособие. М.: ТЦ «Сфера», 2007.
12. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей
3-4 лет: Игровая и продуктивная деятельность. М.: ТЦ «Сфера», 2006.
13. Кокуева Л.В. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных
традициях своего народа»: Методическое пособие - М.: АРКТИ,
2005.
14. Маханёва М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста. Пособие для реализации Государственной программы. М.:
АРКТИ, 2004.
15. Наумов С.В. Проблемы управления инновациями на региональном уровне.
Журнал: Педагогическое обозрение. №2-3, 2008.
16. Оверчук Т.И. Воспитательная система: Маленькие россияне. Программа
нравственно-патриотического воспитания дошкольников. М.: МозаикаСинтез, 2004.
17. Оверчук Т.И. «Мой родной дом». Программа нравственнопатриотического
воспитания дошкольников. – М ., 2004г.
18. Позднякова Е.А. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном
учреждении. Планирование, разработка занятий и мероприятий.- Волгоград, 2008.
19. Романовский В.К. Очерки о символах Российской Государственности.
Материалы к уроку. Нижний Новгород. Нижегородский гуманитарный
центр, 1995.
20. Синова И.В. Герб, гимн, флаг России. Санкт-Петербург, 2009.
Шорыгина Т.А. Родные Сказки: Нравственно-патриотическое воспитание. М.: Прометей; Книголюб, 2004. (развивающие сказки для детей).

Список литературы для детей и родителей
1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского
сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.
2. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб:
Издательский Дом «Литера», 2007.
3. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
4. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. //
Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
5. Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.
6. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю //
Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
7. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное
воспитание 2006 №5, с.3-10.
8. Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского
сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
9. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное
воспитание 2005 №10, с.10-19.
10. Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008
№8, с.27-29.
11. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.5254.
12. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине»
СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
13. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский
Дом «Литера», 2007.

Приложение 1
Мониторинг гражданско-патриотического воспитания дошкольников
1. Малая Родина. Название поселка, домашний адрес, название достопримечательностей
поселка, название зеленых зон, название улиц, площадей.
2. Символика. Флаг России, герб России, герб родного поселка, флаг поселка, гимн
поселка.
3. История народной культуры и традиций. Народные игрушки, народные праздники,
жилище человека, предметы быта.
4. Исторический, географический и природный компоненты. Природные богатства
района, природно-климатическая зона (лес), вид ландшафта
5. Личностный компонент. Отношение к окружающей среде, забота о близких,
проявление дружелюбия, умение управлять своими чувствами, договориться. Умение
анализировать свои поступки и поступки других.
Оценка:
5 баллов - Знает свое имя, фамилию, название поселка, страны, свой адрес; называет и
узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны поселка, 4 - 5 улиц;
знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб поселка; называет народные праздники,
игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природноклиматические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких,
оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет
договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах
семьи и ближайших родственниках.
4 балла - Знает свое имя, фамилию, название страны, поселка, свой адрес; флаг, герб,
гимн России, герб поселка; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны,
улицы, площади поселка (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать
народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства
России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но
не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает
помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.

3 балла - Затрудняется назвать страну, поселок. С трудом называет свой адрес, но узнает
флаг, герб, гимн России, своего поселка; отсутствуют знания о достопримечательностях
родного поселка; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники,
игрушки; природные богатства России, края, природно-климатические зоны; не
заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами
товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может
анализировать поступки.
2 балла- С помощью взрослого называет свое имя, фамилию, название страны, поселка,
свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб поселка; с подсказкой называет
достопримечательности, зеленые зоны, улицы поселка (делает это после пояснений
взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого
называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о
близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет
договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
1 балл – Не знает названия страны, поселка. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн;
отсутствуют знания о достопримечательностях родного поселка; плохо знает названия
улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства
России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет
дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не
оказывает помощи, не может анализировать поступки.

Приложение 2
Результативность участия творческого объединения
в конкурсных мероприятиях
Сроки

Название
конкурса

Уровень
(муниципальный,
региональный,
всероссийский,
международный)

Количество Призовые
участников места

1
2
3
Приложение №3
Оценочные материалы, обеспечивающие реализацию образовательной
программы.
Анкета степени удовлетворенности обучающихся качеством
дополнительного образования
Название творческого
объединения_____________________________________________
Цель: определить степень удовлетворенности обучающихся качеством
образовательного процесса дополнительного образования
Обучающимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить
степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
3 — согласен;
2 — трудно сказать;
1 — не согласен;
№
п/п

Утверждения

Оценка

1

Я осознано выбрал это объединение.

321

2
3

Мне нравится заниматься в объединении.
В нашем объединении хороший руководитель.

321
321

4

К руководителю объединения можно обратиться за
советом и помощью в трудной ситуации.

321

5

В нашем коллективе хорошие отношения между
взрослыми и ребятами.

321

6

На занятиях я получаю полезные знания, умения и
навыки.
Я считаю, что здесь созданы все условия для развития
моих способностей

321

7

321

8

Я доволен своими достижениями.

321

9

Я всегда с радостью посещаю занятия объединения.

321

10

Я бы хотел продолжить заниматься в этом
объединении.

321

Обработка полученных данных.
Показателем удовлетворенности обучающихся качеством дополнительного
образования
(У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов учащихся на
общее
количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать о высокой
степени
удовлетворенности, от 2 до 3 – средней степени удовлетворенности; если же У
меньше 2, то это свидетельствует о низкой степени удовлетворенности учащихся
занятостью в
кружке.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».