Рабочая программа воспитания лагеря с дневным пребыванием МАНОУ

Муниципальное автономное нетиповое образовательное учреждение
«Центр молодёжи» городского округа Рефтинского
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МАНОУ «Центр молодёжи»
__________________С.А. Ткалич
«01» мая 2025 года

Рабочая программа воспитания лагеря с дневным пребыванием МАНОУ
«Центр молодёжи»

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Рабочая программа воспитания летнего пришкольного лагеря с дневным
пребыванием МАНОУ «Центр молодёжи» подготовлена на основе примерной
рабочей программы воспитания для организаций отдыха детей и их
оздоровления от 17.03.2025 № 209, в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
1 Конституция Российской Федерации (ст. 43, 44)
2 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изм. на 2025 г.)
3 Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в РФ»
4 Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях
развития РФ до 2023 года»
5 Постановление Правительства РФ от 15.04.2021 № 605 «Об организации
отдыха и оздоровления детей»
6. СанПиН 2.4.4.3172-24 "Санитарно-эпидемиологические требования
организациям воспитания и отдыха детей"
7 Приказ Минпросвещения РФ от 11.02.2023 № 75 «Об утверждении
Порядка организации отдыха детей»
8 Концепция развития системы отдыха и оздоровления детей на 2022-2030
гг. (утв. распоряжением Правительства РФ)
9. Методические рекомендации Минпросвещения РФ по организации
лагерей с дневным пребыванием (2025 г.)
11 Распоряжение главы городского округа Рефтинский от 04.02.2025 года
№78 «Об организации и обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в
каникулярное время в 2025 году в городском округе Рефтинский»
12 Локальные акты образовательной организации:
- Положение о лагере с дневным пребыванием
- Приказ об организации летней кампании 2025 г.
Программа разработана в контексте бесшовной образовательной среды и
интеграции с Федеральной рабочей программой воспитания, которая является
структурным элементом Федеральных образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, и на основе Указа
Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу
до 2036 года».
Целью Программы является актуализация, формирование и внедрение
единых подходов к воспитанию и развитию детей и молодежи в сфере
организации отдыха и оздоровления детей в преемственности с единой системой
воспитания и государственной политики в области образования подрастающего
поколения в Российской Федерации.

Для качественной реализации данной цели используется возрастной
подход к обучению, воспитанию и развитию детей, а также понимание
коллективной сущности воспитательной деятельности в условиях организации
отдыха детей и их оздоровления.
Под возрастными группами понимаются группы детей:
6- 10 лет – младшие школьники.
Задачами Программы воспитательной работы являются:
разработка единых подходов к воспитательной деятельности
педагогических коллективов организации отдыха детей и их оздоровления, а
также иных организаций, осуществляющих воспитательные, досуговые и
развивающие программы в сфере детского отдыха;
внедрение единых принципов, методов и форм организации
воспитательной деятельности организаций отдыха детей и оздоровления в их
применении к процессу воспитания, формирования и развития субъектности
детей в условиях временных детских коллективов и групп;

разработка и внедрение единых подходов к развитию инструментов
мониторинга и оценки качества воспитательного процесса при реализации.
Принципы реализации программы:
принцип единого целевого начала воспитательной деятельности;
принцип системности, непрерывности и преемственности воспитательной
деятельности;
принцип единства концептуальных подходов, методов и форм
воспитательной деятельности;
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников и их групп;
принцип приоритета конструктивных интересов и потребностей детей;
принцип реальности и измеримости итогов воспитательной деятельности.
Структура Программы представляет собой введение и четыре
взаимосвязанных раздела: ценностно-целевые основы воспитательной работы,
содержание и формы воспитательной работы, организационные условия, а также
список источников и литературы.
II. Целевой раздел программы воспитательной работы
Достижение цели Программы и решение задач воспитательной работы
осуществляется в рамках всех направлений деятельности организации отдыха
детей и их оздоровления.
Содержание, виды и формы воспитательной работы представлены в
соответствующих блоках и модулях.
К инвариантным (обязательным) блокам, содержание которых необходимо
включать в Программу воспитательной работы каждой организации отдыха
детей и их оздоровления относятся:
блок «Мир»;
блок «Россия»;

блок «Человек».
БЛОК «МИР»
Содержание данного блока отражает комплекс мероприятий, который
основан на общечеловеческих ценностях, равноправии и взаимном уважении
народов, государств в мировом сообществе, невмешательстве во внутренние дела
государств, сотрудничестве и дружбе между странами.
Деятельность блока «Мир» реализуется в следующих форматах:
литературные вечера, исторические игры, информационные часы на тему:
«Жизнь замечательных людей», на которых ребятам задаются образцы
нравственного поведения, через знакомство с историческими деятелями науки и
культуры разных стран и эпох, с героями-защитниками отечества. Задавая
подобные примеры, вожатым и педагогам рекомендуется конкретизировать
стремления, идеалы ребят, убеждать в целесообразности тех взглядов, поступков,
которые стимулируют самовоспитание;
игровые форматы, направленные на знакомство с мировым и
общероссийским культурным наследием в области искусства, литературы,
музыки, изобразительного творчества, архитектуры, театра, балета,
кинематографа, мультипликации. Знакомя ребят с историей человечества, с
мировой культурой и наукой важно создать такие условия, при которых
воспитанников будет окружать как можно больше положительных примеров, а
упоминая отрицательные примеры, формировать негативное отношение к
отрицательным действиям и поступкам.
тематические мероприятия, направленные на формирование культуры
мира, позволяющие ребятам осознать важность уважения к разнообразию
культур и народов, развить навыки гармоничного взаимодействия и
сотрудничества. Мероприятия, которые помогают понять, что мир является
основой благополучия каждого человека и человечества в целом.
события и мероприятия, отражающие ценности созидания и науки:
стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям,
образованию, создание единого интеллектуального пространства, позволяющего
популяризировать формы детского интеллектуального досуга:
а) проведение интеллектуальных и познавательных игр;
б) организация конструкторской, исследовательской и проектной
деятельности;
в) просмотр научно-популярных фильмов;
г) встречи с интересными людьми, дискуссионные клубы, дебаты,
диспуты.
мероприятия и дела, направленные на изучение России, русского и
национальных языков, родного края, населенного пункта как культурного
пространства, фольклорные праздники в контексте мировой культуры и
нематериального наследия. Знакомство детей и подростков не только с красотой

нашей планеты, но и в первую очередь, с историей своего населенного пункта,
края, региона, страны;
тематические беседы и диалоги на тему духовно-нравственного
воспитания. Проведение обсуждений на темы морали, духовных ценностей,
честности, справедливости и милосердия. Формат: открытые беседы, где дети
делятся своими мыслями и учатся слушать других.
БЛОК «РОССИЯ»
Содержание блока отражает комплекс мероприятий, который основан на
общероссийских ценностях.
Первый комплекс мероприятий связан с народом России, его тысячелетней
историей, с общероссийской культурной принадлежностью и идентичностью, с
историческим единством народа России, общностью его исторической судьбы,
памятью предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро
и справедливость.

Форматы мероприятий:
- церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской
Федерации и исполнение Государственного гимна Российской Федерации;
- торжественная церемония подъема (спуска) Государственного флага
Российской Федерации проводится в день открытия (закрытия) смены и в дни
государственных праздников Российской Федерации;
- Дни единых действий. Государственные праздники и события, Дни
воинской славы России, памятные и юбилейные мероприятия регионального и
федерального уровней;
- использование в работе материалов культурно-просветительского проекта
«Цивилизационное наследие России».
Второй комплекс мероприятий касается суверенитета и безопасности,
защиты российского общества, народа России, и в первую очередь, памяти
защитников Отечества и подвигов героев Отечества, сохранения исторической
правды.

Форматы мероприятий:
- «Час Памяти», «Час Мужества»;
- вовлечение ребят старших отрядов в просветительский проект «Без срока
давности;
- посещение мемориальных комплексов и памятных мест, посвященных
увековечиванию памяти мирных жителей, погибших от рук нацистов и их
пособников в годы Великой Отечественной войны.
Третий комплекс мероприятий направлен на служение российскому
обществу и исторически сложившееся государственное единство, гражданство
Российской Федерации и приверженность Российскому государству.
Многообразие народов России, российского общества: народы, национальные
общины, религии, культуры, языки – всё, что являются ценностью.

Форматы мероприятий:

- информационные часы и акции «Государственная символика России»,
«День флага», «Отец, отчизна, Отечество», «Защищать Родину – это почетный
долг», «Дети на защите Отечества», «Герои моей семьи», «Бессмертный полк».
Реализация данных мероприятий проводятся как самостоятельно, так и во
взаимодействии с Общероссийским общественно-государственным движением
детей и молодежи «Движение Первых».
Четвертый комплекс мероприятий связан с русским языком –
государственным языком Российской Федерации. Это язык межнационального
общения, который является средством коммуникации всех народов Российской
Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной
консолидации.

Форматы мероприятий:
- организация выставок книг, посвященных русскому языку, литературе и
культуре; культурно-просветительские мероприятия, направленные на
знакомство с историей и богатством русского языка, его ролью в культуре и
искусстве: лекции, беседы, литературные вечера, посвященные выдающимся
писателям, поэтам и языковым традициям России;
- «Сквозные проекты», включающие игры и акции, связанные с
орфографией и пунктуацией, например, «День грамотного письма» или «Пиши
без ошибок;
- конкурсы, посвященные русскому языку, которые помогают детям и
подросткам раскрыть творческий потенциал. Соревнования, такие как: «Знаток
русского языка» или «Слоговая головоломка». Конкурсы сочинений, стихов или
эссе на темы, связанные с языковыми ценностями, вдохновляющие на
самовыражение, показывают красоту русского слова;
коллективно-творческие дела по мотивам русских народных сказок;
литературные конкурсы, конкурсы чтецов; реконструкция русских народных
праздников; проекты по собранию русских пословиц и поговорок; крылатых
выражений о родстве, дружбе, верности и других нравственных ориентирах,
выраженных точным и красивым русским языком.
Пятый комплекс мероприятий связан с родной природой (малой Родины,
своего края, России), с ответственностью за сохранение природы перед
будущими поколениями с бережливостью в использовании природных ресурсов.

Форматы мероприятий:
- экологические игры, актуализирующие имеющийся опыт и знания детей;
- экскурсии по территории, знакомящие детей с природными объектами,
позволяющие изучать природные объекты в естественной среде,
жизнеобеспечивающие взаимосвязь и взаимозависимость в целостной
экосистеме;
- беседы об особенностях родного края;

- акции, демонстрирующие преимущества бережного отношение к
природе, воде, электричеству, которые учат ребят минимизировать или
ликвидировать вред, наносимый природе;
- принятый свод экологических правил в отряде и в целом в лагере;
- ведение дневника погоды (для детей младшего школьного возраста),
обучение приемам определения температуры воздуха, облачности, типов
облаков, направления ветра (при наличии метеорологической станции в лагере);
- конкурс рисунков, плакатов, инсценировок на экологическую тематику;
- встречи и беседы с экспертами в области экологии, охраны окружающей
среды, учеными, эко-волонтерами в форматах «100 вопросов к взрослому» или
«Классные встречи».
БЛОК «ЧЕЛОВЕК»
Данный блок отражает комплекс мероприятий, направленных на
воспитание культуры здорового образа жизни, личной и общественной
безопасности и ориентирован на следующие ценности, закрепленные в
Конституции:
жизнь, здоровье, охрана здоровья, право на медицинскую помощь,
благоприятную окружающую среду;
честь, доброе имя, достоинство личности, личная свобода, безопасность,
неприкосновенность личности, жилища, личная тайна;
свобода слова, убеждений, творчества, совести, вероисповедания, языка,
передвижения и выбора места проживания, охрана интеллектуальной
собственности;
родители, любовь и уважение детьми своих родителей;
дети, любовь и забота родителей о детях. Создание условий для достойного
воспитания детей в семье;
родной дом, традиционные семейные ценности, их сохранение и зашита,
традиции своей семьи, рода, родственники;
защита государством семьи, материнства, отцовства и детства.

Форматы мероприятий:
проведение физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий:
зарядка, спортивные игры и соревнования;
просветительские беседы, направленные на профилактику вредных
привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом;
создание условий для физической и психологической безопасности
ребенка в условиях организации отдыха детей и их оздоровления, профилактика
буллинга в детской и подростковой среде, психолого-педагогическое
сопровождение воспитательного процесса в организации;
проведение целенаправленной работы всего педагогического коллектива
по созданию эффективной профилактической среды и обеспечение безопасности
жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;

проведение инструктажей и игр, знакомящих с правилами безопасного
поведения на дорогах и в транспорте, правилами пожарной безопасности,
правилами безопасности при занятиях спортом, правилами поведения на
водоемах, правилами поведения в общественных местах, правилами поведения
при массовом скоплении людей и т.д.;
проведение тренировочной эвакуации при пожаре и на случай
обнаружения взрывчатых веществ;
разработка и реализация разных форм профилактических воспитательных
мероприятий: антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде,
против вовлечения в деструктивные группы в социальных сетях, в
деструктивные молодежные, религиозные объединения, субкультуры,
информирующие о безопасности дорожного движения, противопожарной
безопасность,
гражданской
обороны,
антитеррористической,
антиэкстремистской безопасности и т.д.;
организация превентивной работы со сценариями социально одобряемого
поведения, развитие у детей навыков рефлексии, самоконтроля, устойчивости к
негативному воздействию, групповому давлению;
поддержка инициатив детей, педагогов в сфере укрепления безопасности
жизнедеятельности, профилактики правонарушений, девиаций, организация
деятельности,
альтернативной девиантному поведению – познание (путешествия),
испытание себя (походы, спорт), значимое общение, любовь, творчество,
деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная,
благотворительная, искусство и др.);
мероприятия, игры, проекты, направленные на формирование у детей и
подростков социально-ценностного отношения к семье как первоосновы
принадлежности к народу, Отечеству;
игры, проекты, мероприятия, направленные на формирование бережного
отношения к жизни человека, личностной системы семейных ценностей,
воспитанных в духовных и культурных традициях российского народа;
подготовка детей и подростков к осознанному выбору жизненного пути с
ориентацией на создание крепкой и счастливой семьи с использованием
проектной деятельности.
Инвариантные общие содержательные модули включают:

Модуль «Спортивно-оздоровительная работа»
Спортивно-оздоровительная работа в организации отдыха детей и их
оздоровления включает в себя организацию оптимального двигательного режима
с учетом возраста детей и состояния их здоровья.
Физическое воспитание реализуется посредством:
физкультурно-оздоровительных занятий, которые проводятся с детьми по
графику, максимально на открытых площадках;

дополнительных общеразвивающих программ физкультурно-спортивной
направленности, обеспечивающих систематические занятия спортом в условиях
физкультурно-спортивных объединений;
различных видов гимнастик, утренней вариативной зарядки (спортивная,
танцевальная, дыхательная, беговая, игровая);
динамических пауз в организации образовательной деятельности и
режимных моментов;
спортивно-массовых мероприятий, предполагающих спартакиады,
спортивные соревнования, праздники, викторины, конкурсы;
организации работы по знакомству с правилами здорового питания с
использованием материалов официального сайта Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека "здоровоепитание.рф".
Спортивно-оздоровительная работа строится во взаимодействии с
медицинским персоналом с учетом возраста детей и показателей здоровья.

Модуль «Культура России».
Данный модуль реализуется в целях содействия формированию
нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности,
соотносится с задачами государственной политики в области интересов детей, а
также в части поддержки и сохранения традиционных российских духовнонравственных ценностей, а также является инструментом передачи свода
моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро
национальной российской самобытности, в деятельности организаций отдыха
детей и их оздоровления.
Воспитательная
работа
предполагает
просмотр
отечественных
кинофильмов, спектаклей, концертов и литературно-музыкальных композиций;
участие в виртуальных экскурсиях и выставках; проведение «громких» чтений,
чтений по ролям; постановки спектаклей; реализацию иных форм мероприятий
на основе и с привлечением произведений, созданных отечественными
учреждениями культуры, в том числе в рамках тематического дня.
Организация воспитательной работы в рамках модуля «Культура России»
возможна с использованием различных безвозмездных электронных ресурсов,
созданных в сфере культуры: «Культура.РФ», Национальная электронная
библиотека, Национальная электронная детская библиотека, Президентская
библиотека и других.

Модуль «Детское самоуправление».
На уровне организации отдыха детей и их оздоровления: самоуправление
в организации отдыха детей и их оздоровления может складываться из
деятельности временных и постоянных органов. К временным органам
самоуправления относятся: дежурный отряд, творческие и инициативные
группы, советы дела. Постоянно действующие органы самоуправления
включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов.

На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по инициативе
и предложениям членов отряда, представляющих интересы отряда в общих делах
организации отдыха детей и их оздоровления, при взаимодействии с
администрацией организации отдыха детей и их оздоровления.

Модуль «Инклюзивное пространство».
Инклюзивное образовательное пространство строится как комфортная и
доступная среда для детей с особыми образовательными потребностями и
должно быть направлено на социализацию детей с ограниченными
возможностями здоровья (далее - ОВЗ), инвалидностью и адаптацию их в
самостоятельной жизни.
При организации инклюзивного пространства создаются особые условия:
организационное обеспечение (нормативно-правовая база);
материально-техническое
обеспечение,
включая
архитектурную
доступность;
кадровое обеспечение, в том числе комплексное психолого-педагогическое
сопровождение ребенка с ОВЗ, инвалидностью на протяжении всего периода его
пребывания в организации отдыха детей и их оздоровления;
программно-методическое обеспечение (реализация адаптированных
образовательных программ, программ коррекционной работы).
Специальными задачами воспитания детей с особыми образовательными
потребностями
являются:
налаживание
эмоционально-положительного
взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и
интеграции в организации отдыха детей и их оздоровления; формирование
доброжелательного отношения к детям и их семьям со стороны всех участников
воспитательного процесса; построение воспитательной работы с учетом
индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
При организации воспитания детей с ОВЗ, инвалидностью следует
ориентироваться на:
формирование личности ребенка с особыми образовательными
потребностями с использованием соответствующих возрасту и физическому и
(или) психическому состоянию методов воспитания;
создание оптимальных условий совместного воспитания детей с особыми
образовательными потребностями и их сверстников с использованием
вспомогательных технических средств коллективного и индивидуального
пользования и педагогических приемов, организацией совместных форм работы
вожатых, воспитателей;
личностно-ориентированный подход в организации всех видов
деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Ключевым условием создания инклюзивного пространства является
равноправное включение в общий воспитательный процесс всех участников
смены (детей с ОВЗ, детей с особыми образовательными потребностями, их
нормативно развивающихся сверстников, воспитателей, вожатых).

Модуль «Коллективная социально значимая деятельность в Движении
Первых».
Данный модуль содержит в себе описание взаимодействия с Движением
Первых с целью формирования у детей представления о назначении Движения
Первых, о его месте и роли в достижении приоритетных национальных целей
Российской Федерации и своем личном вкладе в социально значимую
деятельность. Предусмотрено включение в Программу воспитательной работы
следующих форматов:
- программа профильной смены Движения Первых - программы для детей
в возрасте от 7 до 17 лет, выстроенные по логике конструктора профильных смен
Движения Первых и направленные на приобщение подрастающего поколения к
российским традиционным духовно-нравственным ценностям, создание условий
для личностного развития и гражданского становления детей, усвоение ими норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, вовлечение в
деятельность Движения Первых;
- тематический День Первых - эффективно построенная система
воспитательных событий, обеспечивающая, с одной стороны, просвещение и
всестороннее развитие участников через их включение в различные виды
полезной и интересной деятельности, с другой - формирование и расширение
представлений о Движении Первых, стимулирование активного участия в
деятельности Движения Первых;
- профильный отряд Движения Первых - постоянно действующий орган
детского самоуправления из числа активных участников Движения Первых. Его
деятельность строится на разработке и реализации детских инициатив,
популяризирующих полезную деятельность и возможности в Движении Первых.
Воспитательный потенциал данного модуля реализуется в рамках
следующих возможных мероприятий и форм воспитательной работы:
классные встречи с успешными активистами Движения Первых открытый диалог "путь к успеху", мотивационная встреча "равный - равному"
способствует формированию активной жизненной позиции и уверенности в себе
у участников смены на примере успеха ровесника;
волонтерские мастер-классы - проведение занятий и встреч для знакомства
детей с принципами, направлениями волонтерства и его историей;
акции по благоустройству территории, посадке деревьев, уборке
природных зон - вклад в сохранение окружающей среды и экологическое
благополучие;
социальные акции - мероприятия по сбору вещей, игрушек, книг для
детских домов и малообеспеченных семей с целью развития у детей чувств
сопричастности и социальной ответственности;
организация мероприятий для младших отрядов - старшие дети помогают
в организации игр, представлений и праздников для младших, что развивает
навыки заботы о других и лидерские качества;

акции по защите животных - сбор корма для приютов, изготовление
кормушек для птиц и так далее, что развивает чувство ответственности и
доброты;
обучение навыкам оказания первой помощи - тренинги по оказанию первой
помощи помогают детям научиться заботиться о других и быть полезными в
экстренных ситуациях;
благоустройство мемориалов и памятных мест, изучение исторического
значения этих объектов с целью укрепления патриотизма и чувства уважения к
культурному наследию;
медиа-волонтерство - ведение блога, создание фото- и видео продуктов о
волонтерских инициативах организации отдыха детей и их оздоровления с целью
развития навыков коммуникации медиа-творчества;
Программно-методический комплекс Движения Первых включает
программы смен по направлениям деятельности, программы для актива,
программы лагерей дневного пребывания и содержит инструктивное описание
деятельности вожатых и участников смены по каждому мероприятию (сценарии,
инструкции, ход дел).
Основные направления воспитательной работы
В основу каждого направления воспитательной работы в организации
отдыха детей и их оздоровления заложены базовые ценности, которые
способствуют всестороннему развитию личности и успешной социализации в
современных условиях.
Основные направления воспитательной работы:
гражданское воспитание: формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к
народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту
тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и
обязанностей гражданина Российской Федерации;
патриотическое воспитание: воспитание любви к своему народу и
уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной
идентичности;
духовно-нравственное воспитание: воспитание детей на нравственной
культуры народов России, традиционных религий формирование традиционных
российских семейных ценностей;
эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры
российских традиционных духовных ценностей, приобщение к отечественному
и мировому искусству;
трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на развитие
самостоятельности, трудовую деятельность, получение профессии, личностное
самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском

обществе, на достижение выдающихся результатов профессиональной
деятельности;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни
и
эмоционального
благополучия:
компонент
здоровьесберегающей
благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной и
безопасной
организации
оздоровительно-образовательного
процесса,
эффективной оздоровительной работы, рационального питания, создание
безопасной среды, освоение детьми норм безопасного поведения в природной,
социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
экологическое воспитание: формирование экологической ответственного,
бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских
традиционных духовных ценностей;
познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и
других людей, природы и общества, к знаниям, образованию с учетом
личностных интересов и общественных потребностей.
Целевые ориентиры результатов воспитания в соответствии с
возрастными особенностями участников программы
Целевые ориентиры результатов воспитания в организации отдыха детей и
их оздоровления направлены на формирование и развитие личности каждого
ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей. Они
представляют собой ориентиры для деятельности педагогического коллектива,
направленные на достижение гармоничного и целостного развития личности, ее
успешной социализации и осознания своей роли в обществе.
Целевые ориентиры результатов воспитания младшего школьного возраста
(6 - 11 лет)
1 Гражданско-патриотическое воспитание:
знающий и любящий свою малую родину, свой край; имеющий
представление о своей стране, Родине – России, ее территории, расположении;
сознающий принадлежность к своему народу, этнокультурную
идентичность, проявляющий уважение к своему и другим народам;
понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему
своей малой родины, родного края, своего народа, Российского государства;
имеющий первоначальные представления о своих гражданских правах и
обязанностях, ответственности в обществе и государстве;
имеющий первоначальные представления о правах и ответственности
человека в обществе;
понимающий значение гражданских символов (государственная символика
России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников
Отечества, проявляющий к ним уважение;
владеющий навыками, необходимыми для успешной адаптации,
социализации и самоактуализации в обществе;
знающий основные социальные роли, соответствующие возрасту;

знающий нормы и правила общественного поведения;
имеющий опыт взаимодействия, совместной деятельности и общения со
сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным
окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;
принимающий участие в жизни отряда, лагеря, в доступной по возрасту
социально значимой деятельности.
2 Духовно-нравственное воспитание:
понимающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека;
умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их соответствия
нравственным нормам, давать нравственную оценку своим поступкам, отвечать
за них;
доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать
помощь, выражающий неприятие любых форм поведения, причиняющего
физический и моральный вред другим людям, уважающий старших;
владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных
народов, вероисповеданий;
знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи, российские
традиционные семейные ценности (с учетом этнической, религиозной
принадлежности);
владеющий первоначальными представлениями о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания;
знающий и соблюдающий основные правила этикета в обществе.
3 Эстетическое воспитание:
способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве, творчестве людей;
проявляющий интерес и уважение к художественной культуре;
проявляющий стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, искусстве.
4 Физическое воспитание, формирование культуры здорового образа
жизни и эмоционального благополучия:
соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и
других людей образа жизни, в том числе в информационной среде;
ориентированный на физическое развитие, занятия спортом;
бережно относящийся к физическому здоровью и душевному состоянию
своему и других людей;
владеющий основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе;
сознающий и принимающий свою половую принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом
возраста.

5 Трудовое воспитание:
сознающий ценность честного труда в жизни человека, семьи, общества и
государства;
проявляющий уважение к труду, людям труда, ответственное потребление
и бережное отношение к результатам своего труда и других людей, прошлых
поколений;
обладающий навыками самообслуживающего труда;
выражающий желание участвовать в различных видах доступного по
возрасту труда, трудовой деятельности;
проявляющий интерес к разным профессиям.
6 Экологическое воспитание:
понимающий зависимость жизни людей от природы, ценность природы,
окружающей среды;
проявляющий любовь к природе, бережное отношение, неприятие
действий, приносящих вред природе, особенно живым существам;
выражающий готовность осваивать первоначальные навыки охраны
природы, окружающей среды и действовать в окружающей среде в соответствии
с экологическими нормами.
7 Познавательное направление воспитания:
выражающий познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании;
обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах как компонентах единого мира, многообразии объектов и
явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, о науке, научном
знании, научной картине мира;
проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в разных
областях.
Цель и задачи воспитательной работы
Целью воспитательной работы является: развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование у детей чувства патриотизма, гражданственности, уважения к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного
отношения
к
культурному
наследию
и
традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
Задачи:
- содействие формированию у детей и молодежи знаний норм, духовнонравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество
(социально значимых знаний);

- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных
отношений, применения полученных знаний;
- формирование воспитательного пространства, соответствующего
возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим
особенностям детей.
III. Содержательный раздел
Уклад организаций отдыха детей и их оздоровления: особенности и
уникальные элементы
Уклад задаёт порядок жизни организации и аккумулирует ключевые
характеристики, определяющие особенности воспитательного процесса. Это
система правил, традиций и ценностей, которые создают особую атмосферу и
помогают детям чувствовать себя комфортно, безопасно и вовлечено в процесс.
1 Быт (организация повседневной жизни в лагере):
Пространство:
• Четкое зонирование (учебные кабинеты, игровая зона, столовая, место
для тихого отдыха).
• Доступ к питьевой воде и туалетам.
Гигиена и порядок:
• Обязательное мытье рук перед едой.
• Ежедневная влажная уборка помещений.
• Контроль за личными вещами (чтобы ничего не терялось).
Питание:
• Сбалансированное меню
2 Режим (четкий распорядок дня, обеспечивающий активность и отдых):
Время
Мероприятие
Ответственные
08.30 – 08.45
сбор
Начальник лагеря,
воспитатели
08.45 – 09.00
зарядка
педагог - организатор
09.00 – 09.30
завтрак
Сопровождающие:
начальник лагеря,
воспитатели
09.30 – 10.00
инструктаж, викторина по
педагог – организатор,
правилам БЖД
педагоги доп. образования
отрядные дела, подготовка к
мероприятиям
10.00 – 11.30
Образовательный трек
Начальник лагеря,
педагоги доп. образования
11.30 – 13.00
Образовательный трек
педагоги доп. образования

13.00 – 13.30

Обед

13.30 – 14.30
14.30

Образовательный трек
уход домой

Сопровождающие:
начальник лагеря,
воспитатели
педагоги доп. образования
Начальник лагеря,
педагоги доп. образования

Особенности воспитательной работы в детском оздоровительном лагере с
дневным пребыванием детей МАНОУ «Центр молодёжи»
Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием в МАНОУ
«Центр молодёжи» детей организуется на базе образовательной организаций.
Режим работы 5 дней в неделю, с ограниченным количеством времени в течение
рабочего дня. Режим организации влияет на краткосрочность пребывания и
соответственно, на ограничение времени для полного погружения в
социокультурную воспитательную среду лагеря. Ребенок ежедневно переходит в
семейную обстановку с её укладом, традициями и особенностями.
Для лагеря с дневным пребыванием детей характерны формы работы, не
требующие длительной подготовки, репетиций с участниками. Предпочтение
отдаётся игровым, конкурсным формам, использующим экспромт в качестве
одного из методов. Одной из особенностей также является то, что, как правило,
костяк педагогического коллектива лагеря с дневным пребыванием детей
составляют педагоги базового образовательного учреждения, в связи с этим в
календарном плане воспитательной работы преобладают привычные для
образовательной организации форматы.
Уровни реализации содержания в лагере дневного пребывания
В лагере с дневным пребыванием воспитательная работа строится на двух
основных уровнях:
1 Общелагерный (централизованные мероприятия для всех детей)
2 Отрядный (работа внутри отдельных групп)
Каждый уровень решает свои задачи и дополняет друг друга.
IV. Организационный раздел
взаимодействие с общественными

Партнёрское
и молодёжными
организациями
Партнерское взаимодействие в условиях организации отдыха детей и их
оздоровления способствует успешной реализации Программы воспитательной
работы, включающей в себя совместную деятельность с различными
образовательными организациями, организациями культуры, спорта,
общественными и молодежными объединениями, иными юридическими лицами,
разделяющими в своей деятельности цель и задачи воспитания, ценности и
традиции уклада организации.

Партнёрское взаимодействие с общественными и молодёжными
организациями – важный ресурс для обогащения программы лагеря дневного
пребывания (ЛДП). Оно позволяет привлекать экспертов, расширять спектр
мероприятий и усиливать воспитательный эффект.
Направления партнёрского взаимодействия в 2025 году
1. Культурные и исторические учреждения
• Музей МАНОУ «Центр молодёжи» (краеведческий, художественный,
технический):
• МБУК «Библиотечная система городского округа Рефтинский»:
- Литературные игры, встречи с писателями.
2. Общественные и волонтёрские движения
• «Движение Первых» (РДДМ):
- Участие в акциях («Добрые дела», «Письмо солдату»).
- Встречи с активистами.
• Волонтёрские организации:
- Совместные социальные проекты (помощь ветеранам, экологические
акции).
Кадровое обеспечение реализации программы воспитательной работы
Кадровое обеспечение – один из основных элементов функционирования
сферы организации отдыха и оздоровления детей, которая является
неотъемлемой частью воспитательной системы организации отдыха детей и их
оздоровления,
способствующей
достижению
стратегических
задач
государственной политики в области воспитания.
Кадровое обеспечение реализации программы воспитательной работы
лагеря дневного пребывания (ЛДП) в 2025 году включает подбор, расстановку и
подготовку специалистов, способных эффективно организовать воспитательный
процесс.
Основные кадровые позиции:
• Начальник лагеря – отвечает за общую организацию работы, контроль
выполнения программы, взаимодействие с родителями и администрацией.
• Воспитатели/педагоги-организаторы (из числа учителей) – проводят
мероприятия, следят за дисциплиной и безопасностью.
• Технический персонал (техперсонал) – обеспечивают бытовые условия.
Материально-техническое
обеспечение
реализации
программы
воспитания
Для успешной реализации программы лагеря необходимо предусмотреть
помещения, оборудование, расходные материалы и инфраструктуру.
1 Основные требования к помещениям
• Групповые комнаты (классы, актовый зал):
Мебель (столы, стулья, шкафы для хранения материалов).
Пространство для подвижных игр и мастер-классов.

• Спортивный зал/площадка:
Инвентарь (мячи, скакалки, обручи, кегли).
• Изолятор:
Аптечка, стулья, стол для оказания первой помощи.
• Санитарные зоны:
Туалеты, раковины, питьевой фонтанчик.
2 Оборудование и технические средства
Категория
Необходимые ресурсы
Мультимедиа
Проектор, экран, колонки, ноутбук.
Цифровые технологии
Ноутбук
Канцелярия
Бумага, краски, фломастеры, клей,
ножницы.
Хозяйственные товары
Бумажные
полотенца,
салфетки,
мешки для мусора.
Игровой инвентарь
Настольные
игры,
пазлы,
конструкторы
3 Обеспечение безопасности
• Аптечки в каждом отряде.
• Огнетушители и планы эвакуации.
• Система видеонаблюдения (если есть).
• Средства связи (телефоны для экстренных случаев).
4 Источники финансирования
• Областной и местный бюджет.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».