Приложение
Муниципальное автономное нетиповое образовательное учреждение
«Центр молодёжи» городского округа Рефтинский
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАНОУ «Центр молодёжи»
_________________ С.А. Ткалич
Приказ № 9 от 11.01.2021
CN=Ткалич Светлана
Ткалич
Анатольевна, O=МАНОУ
молодёжи», C=RU
Светлана «Центр
Я являюсь автором этого
Анатольевнадокумента
2022-08-11 16:13:51
Ткалич Светлана Анатольевна
ПОЛОЖЕНИЕ
о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах
муниципального автономного нетипового образовательного учреждения
«Центр молодёжи» городского округа Рефтинский
Приложение
I.
Общие положения
1.
Настоящее Положение о дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программах муниципального автономного нетипового
образовательного учреждения «Центр молодёжи» (далее Положение)
разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Концепцией развития
дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от
04.09.2014 г. № 1726-р), Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах (включая
разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242,
приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «»Об утверждении порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ», приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам», «Методическими рекомендациями для
субъектов Российской Федерации программ в сетевой форме» (утв.
Минпросвещения России 28.06.2019 г. № МР-81/02вн), Постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей», Уставом муниципального автономного нетипового образовательного
учреждения «Центр молодёжи» (далее МАНОУ «Центр молодёжи») и иными
локальными актами учреждения.
2.
Настоящее Положение устанавливает единые требования к
структуре, содержанию и оформлению дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ, регламентирует процедуру утверждения и порядок
их хранения в МАНОУ «Центр молодёжи».
3.
В соответствии с Законом об образовании (ст. 12, п. 5)
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа,
самостоятельно разрабатывается и утверждается МАНОУ «Центр молодёжи».
4.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разрабатывается с целью создания условий для планирования, организации и
управления образовательной деятельностью в дополнительном образовании
детей и взрослых. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа направлена на формирование и развитие творческих способностей
детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в
интеллектуальном,
нравственном
и
физическом
совершенствовании,
формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья, организацию их свободного времени, обеспечивает их адаптацию к
Приложение
жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку лиц,
проявивших выдающиеся способности.
5.
Разработка и реализация дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ основана на следующих принципах:
- свобода выбора и режима их освоения;
- соответствие индивидуальным особенностям обучающихся;
- вариативность, гибкость и мобильность;
- разноуровневость;
- модульность содержания;
- ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
- творческий и продуктивный характер;
- открытый и сетевой характер реализации.
6.
Содержание
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются и
утверждаются МАНОУ «Центр молодёжи» в соответствии с Законом об
образовании (гл. 2, ст. 12, п. 5, гл. 10, ст. 75, п. 4).
7.
Образовательная деятельность по утвержденной дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе может осуществляться как
одним, так и несколькими педагогическими работниками дополнительного
образования.
8.
При
внесении
региональным
оператором
системы
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области МАНОУ «Центр молодёжи» в реестр поставщиков
образовательных услуг, включенных в систему персонифицированного
финансирования, учреждение вправе осуществить процедуру добровольной
сертификации
реализуемых
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ в соответствии с Методическими рекомендациями
«Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного
образования детей в Свердловской области», утвержденным приказом
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019 № 70-Д.
II.
Требования к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе и ее содержанию
9.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
представляет собой комплекс основных характеристик дополнительного
образования детей и взрослых (объем, содержание, планируемые результаты),
организационно-педагогических условий, форм аттестации, а также оценочных и
методических материалов.
10. МАНОУ
«Центр
молодёжи»
реализует
дополнительные
общеобразовательные общеразвивающие программы социально-гуманитарной,
естественнонаучной, технической направленности.
11. Содержание реализуемых учреждением программ, ориентировано на:
Приложение
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития
обучающихся, позитивной социализации, профессиональной ориентации и
самоопределения;
- удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в
интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а
также в занятиях научно-техническим творчеством;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического,
военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья обучающихся.
12. Содержание реализуемой программы и (или) отдельных ее
компонентов (дисциплин (модулей), практик) должно быть направлено на
достижение целей программы, планируемых результатов ее освоения.
13. Содержание и материал программ должны быть организованы по
принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности:
1) «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
2) «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких
форм организации материала, которые допускают освоение специализированных
знаний и языка, гарантированно обеспечивает трансляцию общей и целостной
картины в рамках содержательно-тематического направления дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
Каждому обучающемуся по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе должно обеспечиваться право на стартовый доступ
к любому из представленных уровней через организацию условий и процедур
оценки изначальной готовности обучающегося (где определяется та или иная
степень готовности к освоению содержания и материала заявленного
обучающимся уровня).
14. При наличии в МАНОУ «Центр молодёжи» условий для
функционирования электронной информационно-образовательной среды,
обеспечивающей освоение обучающимися содержания программы независимо от
места нахождения, программа или ее часть может реализовываться с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля
успеваемости, промежуточной и (или) итоговой аттестации обучающихся.
15. При
проектировании
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы автором самостоятельно определяется объем
аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путём
непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимися,
Приложение
и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий. Допускается отсутствие учебных занятий,
проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического
работника с обучающимися в аудитории.
16. При
реализации
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ или их частей с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий, педагогические
работники осуществляют учебно-методическую помощь обучающимся, в том
числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с
использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
17. С
целью
повышения
вариативности
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ, качества образования с
учётом возможности использования инновационного оборудования и другого
материально-технического,
инфраструктурного
обеспечения,
высококвалифицированного кадрового состава образовательных и иных
организаций программа может быть реализована в сетевой форме.
Общие требования к совместным общеразвивающим программам,
реализуемым в сетевой форме, формам, методам и оценке качества обучения,
условия
и
порядок
осуществления
образовательной
деятельности
регламентируется положением о сетевой форме реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ.
18. Ежегодно
объединениями
МАНОУ
«Центр
молодёжи»,
реализующими дополнительные общеобразовательные общеразвивающие
программы, обновляется их содержание с учетом развития науки, техники,
культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
III.
Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
19. Структуру дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы составляют два основных раздела:
Раздел № 1 «Титульный лист»
Раздел № 2 «Комплекс основных характеристик программы»:
- пояснительная записка;
- цель и задачи программы;
- содержание программы;
- планируемые результаты.
Раздел № 3 «Комплекс организационно -педагогических условий»:
- календарный учебный график;
- условия реализации программы;
- формы аттестации;
- оценочные материалы;
- методические материалы;
- рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы;
Приложение
Раздел № 4 «Список литературы».
20. Содержание
структурных
компонентов
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы:
Раздел № 1 «Титульный лист».
Титульный лист включает в себя следующие элементы, необходимые для
заполнения:
- наименование учредителя и образовательной организации;
- гриф принятия (рассмотрения) общеразвивающей программы на
заседании методического (педагогического) совета образовательной организации
с указанием даты и номера протокола;
- гриф утверждения общеразвивающей программы с печатью и подписью
руководителя образовательной организации, указанием номера и даты приказа; название общеразвивающей программы (должно быть коротким, емким,
привлекательным, а главное, отражающим направленность дополнительного
образования (далее — ДО) и содержание программы);
- возраст учащихся;
- срок реализации общеразвивающей программы;
- ФИО, должность автора-разработчика (составителя) общеразвивающей
программы;
- территория.
Раздел № 2 «Основные характеристики»
Пояснительная записка должна содержать:
- Направленность (профиль) общеразвивающей программы:
•
Техническая
•
естественнонаучная
•
физкультурно-спортивная
•
художественная
•
туристско-краеведческая
•
социально-гуманитарная.
-Актуальность общеразвивающей программы
(своевременность,
современность, соответствие потребностям времени) раскрывается через
соответствие образовательной программы:
•
нормативным правовым актам и государственным программным
документам (перечисление современных нормативно правовых актов,
послуживших основанием для разработки данной программы и государственных
программных документов, подтверждающих необходимость развития данной
направленности ДО);
•
региональным социально-экономическим и социокультурным
потребностям и проблемам (особенности развития региона, конкретной
Приложение
территории, социальный заказ муниципального образования, потенциал
образовательного учреждения);
•
потребностям и проблемам детей и их родителей или законных
представителей.
Дается аргументированное обоснование возможности решения заявленной
проблемы в процессе предлагаемой учащимися деятельности (выбранных форм,
методов, средств образовательной деятельности в соответствии с целями и
задачами).
- Отличительные особенности программы, новизна (при наличии
показателя) - в данном подразделе следует указать, на основе какой (каких)
программ разработана данная программа; можно назвать программы и авторов,
чей опыт обобщен и использован при разработке данной программы, отметить
особенности данной программы, в чем отличие (если есть) от аналогичных
программ.
Новизна и отличия могут содержаться в постановке образовательных задач,
в построении учебного плана, в содержании занятий, в применяемых методах и
приемах, в использованной разработчиком литературе, в основных идеях, на
которых базируется программа.
Адресат общеразвивающей программы — возраст и категория учащихся
(краткая характеристика возрастных особенностей и иных медико-психологопедагогических характеристик обучающихся, которые должны учитываться при
реализации программы, чтобы она была результативной, в соответствии с
профилем программы).
В этом пункте так же необходимо указать условия приема детей: систему
набора в группы (степень предварительной подготовки, уровень формирования
интересов и мотивации к данному виду деятельности, наличие способностей,
физическое здоровье); принципы формирования учебных групп.
Режим занятий — периодичность и продолжительность занятий.
Пример:
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями — 0 минут.
Общее количество часов в неделю — 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
- Объем общеразвивающей программы — общее количество учебных
часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы, продолжительность части образовательной программы (года
обучения, модуля) по учебному плану в часах.
- Срок освоения общеразвивающей программы определяется содержанием
программы — количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения.
Количество часов указывается в академических часах.
Пример:
Приложение
Объем программы — 360 часов.
Объем программы — 16 часов.
Программа рассчитана на 2 года
Программа рассчитана на З недели
обучения:
обучения (в каникулярный период)
1
год обучения: 144 часа в год,
2
год обучения: 216 часов в год.
- Особенности организации образовательного процесса.
Формы реализации образовательной программы:
- Традиционная модель реализации программы представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение одного или
нескольких лет обучения в одной образовательной организации.
В реализации программ с использованием сетевого взаимодействия1
участвуют, как минимум, две образовательные организации, имеющие лицензию
на образовательную деятельность (на титульном листе должны быть указаны
грифы утверждения обеих организаций, в программе прописывается участие
каждой организации в реализации своей части программы).
Модульные программы, построенные на модульном принципе
представления содержания и построения учебных планов, включающие в себя
относительно самостоятельные дидактические единицы модули, позволяющие
увеличить ее гибкость, вариативность, формирующие определенную
компетенцию или группу компетенций в ходе освоения.
При разработке программ с использованием дистанционных технологий
или с использованием электронного обучения указываются имеющиеся
технические возможности, а также условия, при которых организуется
дистанционное обучение. В дистанционном формате может реализовываться как
вся программа, так и ее часть (курсы, модули). Особенности разработки данных
программ рассматриваются во втором разделе настоящих методических
рекомендаций.
При разработке разноуровневых общеразвивающих программ указываются
уровни сложности: содержание и материал данных общеразвивающих программ
должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии с
уровнями сложности:
•
«Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей
программы.
•
«Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких
форм организации материала, которые допускают освоение специализированных
знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной
картины в рамках содержательно-тематического направления общеразвивающей
программы.
Приложение
•
«Продвинутый уровень». Предполагает использование форм
организации
материала, обеспечивающих доступ сложным (возможно
узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательнотематического направления общеразвивающей программы. Также предполагает
углубленное изучение содержания общеразвивающей программы и доступ к
околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательнотематического направления общеразвивающей программы.
-Перечень форм обучения: фронтальная,
индивидуальная,
индивидуально-групповая, групповая, с использованием дистанционных
технологий и т.п.
Форма обучения, как дидактическая категория, означает внешнюю сторону
организации учебного процесса. Она зависит от целей, содержания, методов и
средств обучения, материальных условий, состава участников образовательного
процесса и других его элементов.
- Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие,
семинар, лабораторное занятие, круглый стол, тренинг, мастер-класс, экскурсия,
открытое занятие и др.
- Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: беседа, семинар, мастер-класс, спектакль, творческий отчет,
фестиваль, презентация, практическое занятие, открытое занятие, беседа и т.д.
2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель общеразвивающей программы - это стратегия, фиксирующая
желаемый конечный образовательный результат, Цель должна быть ясна,
конкретна, перспективна, реальна, значима; связана с названием программы и
отражать ее основную направленность; результаты ее достижения должны быть
измеримы.
Цель может быть направлена:
на развитие ребенка в целом; на развитие определенных способностей
обучающихся; на формирование у каждого ребенка умений и потребности
самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки; на формирование
общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций, самосознания,
общественно ценных личностных качеств; обеспечение гармоничного
эстетического и физического развития; выработку навыков здорового образа
жизни; на обучение детей трудовым навыкам, приемам самостоятельной работы,
коллективному взаимодействию, взаимопомощи, формирование культуры и пр.
При формулировке цели лучше использовать ключевое слово в форме
существительного (развитие, приобщение, профилактика, укрепление,
взаимодействие, формирование и т.п.)
Задачи общеразвивающей программы раскрывают пути достижения цели:
о обучающие (приобретение определенных знаний, умений, навыков); о
развивающие (развитие мотивации к определенному виду деятельности,
потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности и
Приложение
т.п.); о воспитательные (формирование общественной активности личности,
гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков
здорового образа жизни и т.п.),
Формулировки задач должны быть соотнесены с планируемыми
результатами, которые определяются как личностные, метапредметные и
предметные.
При формулировке задач лучше использовать ключевое слово в форме
глагола несовершенного вида (акцентировать, активизировать, корректировать,
мотивировать, знакомить, формировать, расширять, поддержать, обучать,
развивать, приобщать, воспитывать, углублять, ориентировать, осуществлять,
передавать, побуждать, повышать, совершенствовать, стимулировать,
удовлетворять и др.).
2.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
В учебном плане указывается общий объем программы, распределение
академических часов, отведенных на освоение программы по годам обучения и
разделам (курсам, модулям, практикам) в зависимости от уровня сложности,
указывается их трудоемкость через объем теоретических и практических занятий.
Если в программе предусмотрены разные формы обучения, самостоятельная
работа обучающихся, занятия с использованием дистанционной формы,
отведенное для них время указывается в учебном плане отдельно.
Формы промежуточной (итоговой) аттестации, указанные в учебном плане,
должны соответствовать локальному акту учреждения, регулирующему
вопросы аттестации обучающихся; они могут быть как едиными на протяжении
всей программы, так и различаться в зависимости от уровня сложности, года
обучения и конкретного раздела (модуля). Промежуточная и итоговая аттестация
проводится за счет времени, отведенного на освоение программы.
Форма учебного плана может варьироваться и изменяться в зависимости от
сложности программы и показателей, вносимых в таблицу. (Приложение 2)
Учебный (тематический) план
Учебный (тематический) план — таблица, содержащая названия разделов и
тем программы, количество теоретических и практических часов и формы
аттестации (контроля), детально раскрывает содержание разделов (модулей,
курсов) - оформляется на каждый год отдельно. В краткосрочных программах и
программах, рассчитанных на один год обучения, понятия «учебный план» и
«учебный (тематический) план» - идентичны.
N2 п/п
1.
Название
раздела, темы
Аппликация из
бумаги.
Всего
11
Количество часов
Теория
Практика
2
9
Формы
аттестации/
контроля
Выставка
аппликаций
Приложение
1.1.
Аппликация.
Свойства бумаги
1.2.
Обрывная
аппликация
Многослойная
аппликация
1.3.
1.4.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2
1
1
З
1
2
Анализ работ
Взаимоанализ
работ
Презентация
работ
Объёмная
аппликация
Оригами
11
Оригами — вид
искусства
Складывание
оригами по схеме
6
Панно из оригами
2
Итого
2
9
1
2
1
5
Выставка панно
Анализ работ
2
22
8
18
Содержание учебного (тематического) плана — реферативное описание
разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной
учебным (тематическим) планом, включая описание теоретических и
практических частей. Изложение содержания разделов (модулей), тем должно
соответствовать порядку их представления в учебном (тематическом) плане,
Содержание каждого года обучения целесообразно оформлять отдельно.
Материал следует излагать назывными предложениями.
Пример:
1.
1.1.
Содержание учебного (тематического) плана
Аппликация.
Аппликация. Свойства бумаги
Теория: История аппликации. Виды аппликации. Материалы для аппликации. История бумаги.
Практика: Определение вида бумаги. Эксперимент: изучение свойств бумаги. Изготовление бумаги из
бумажного теста,
1.2.
Обрывная аппликация
Теория: Способы разрывания бумаги. Особенности обрывной аппликации. Техника безопасности при
работе с клеем.
Практика: Изготовление аппликации по образцу. Аппликация по замыслу «Моя любимая мягкая
игрушка»
2.4. Планируемые результаты
Планируемые результаты совокупность знаний, умений, навыков,
личностных качеств, компетенций, приобретаемых учащимися при освоении
Приложение
программы по ее завершению; определяются с учетом цели и содержания
программы. Формулируются как:
-метапредметные результаты означают освоение обучающимися
межпредметных понятий и универсальных учебных действий — регулятивных,
познавательных и коммуникативных, способность их использования в учебной,
познавательной и социальной практике;
- личностные результаты включают готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; формирование
общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и
поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
- предметные результаты — содержат в себе систему основных элементов
знаний, которая формируется через освоение учебного материала, и систему
формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и
направлены на их применение и преобразование.
Раздел № 3. Организационно - педагогические условия:
3.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график — составная часть программы,
определяющая:
количество учебных недель, количество учебных дней,
продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов
может быть оформлен в виде таблицы. (Приложение З)
3.2. Условия реализации программы
материально-техническое обеспечение — характеристика помещения для
занятий, перечень оборудования, инструментов, приборов и материалов в расчете
на количество обучающихся в группе; о кадровое обеспечение - общие сведения
о требованиях к квалификации
педагогических работников и других
специалистов, участвующих в реализации общеобразовательной программы;
• методические материалы обеспечение программы методическими видами
продукции, необходимыми для ее реализации указание тематики и формы
методических материалов по программе (пособия, дидактические материалы);
краткое описание общей методики работы в соответствии с направленностью
содержания и индивидуальными особенностями обучающихся; описание
используемых методик и технологий, в том числе информационных.
Методические материалы включают в себя описание методов обучения,
воспитания, педагогических технологий, форм занятий, алгоритма занятия
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы может быть представлено в виде таблицы
(Приложение 4)
3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы аттестации/контроля разрабатываются и обосновываются для
определения результативности общеразвивающей программы, перечисляются
согласно учебному плану. Раздел должен содержать:
Приложение
фонд оценочных средств описание форм диагностики (входящей,
промежуточной и итоговой), перечень контрольно-измерительных материалов
(тест, зачет, проектная работа, и пр.); формы итоговой аттестации (при наличии
итоговой аттестации обучающихся по данной программе, утвержденной
локальным актом).
Диагностические процедуры обязательно должны иметь непосредственную
связь с содержательно-тематическим направлением программы.
Для каждой общеразвивающей программы разрабатываются свои,
характерные для нее, параметры, критерии, оценочные материалы и диагностики,
соответствующие планируемым результатам освоения программы.
Обязательно указываются авторы используемых методик, даются ссылки
на источники информации. Сами диагностические материалы, бланки
опросников, тексты тестов, нормативы выполнения, перечни и описания заданий
помещаются в Приложении к программе.
Оформление характеристики оценочных материалов возможно в
табличном варианте (Приложение 5)
Диагностические материалы (таблицы, вопросники, анкеты, тесты)
приводятся в приложении.
Раздел № 4 «Список литературы». Список литературы содержит перечень
литературы, необходимой для успешного освоения программы; оформляется в
соответствии с требованиями к библиографическим ссылкам (ГОСТ Р 7.0.5-2008)
и библиографическим описаниям (ГОСТ Р 7.0.100-2018); может быть составлен
для разных участников образовательного процесса.
Нормативные документы размещаются в начале списка и перечисляются в
следующем порядке: уровень РФ (законы, указы президента, постановления
правительства, письма), уровень региона, уровень учреждения (устав и локальные
акты, регламентирующие разработку и реализацию программ). Методические
рекомендации, даже уровня министерства, не являются нормативным
документом.
Литература,
использованная
при
составлении
программы
(библиографические ССЫЛКИ): авторские программы по профилю,
общеобразовательные программы, методические рекомендации, литература по
педагогике и психологии, специальная литература по предмету, методическая
литература, периодические издания, репертуарные сборники и т.д.
Литература для обучающихся и родителей (библиографические описания):
справочная, познавательная литература по разделам (темам) общеразвивающей
программы, периодические издания, публикации, детская литература, литература
о жизни и деятельности выдающихся ученых, деятелях культуры и искусства,
общественных деятелях, спортсменах; пособия для самостоятельной работы,
источники для разработки рефератов, проектов, творческих работ.
IV.
Порядок согласования и утверждения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Приложение
21.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разрабатывается самостоятельно педагогическим работником на основе
настоящего Положения. Допускается разработка программы коллективом
педагогических работников и специалистов (творческой группой).
22. С целью предоставления качественного образования МАНОУ «Центр
молодёжи» осуществляет внутреннюю экспертизу по отношению ко всем
дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам,
разрабатываемым в образовательном учреждении.
23. Внутренняя экспертиза дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы осуществляется в три этапа:
1) экспертиза программы методистом соответствующего направления;
2) экспертиза программы заместителем директора по учебной части;
3) рассмотрение программы на Педагогическом совете учреждения
(результаты рассмотрения программы на Педагогическом совете МАНОУ «Центр
молодёжи» протоколируются).
24. Экспертиза осуществляется, исходя из следующих критериев,
прописанных в настоящем Положении.
25. Принимается программа Педагогическим советом МАНОУ «Центр
молодёжи» (в соответствии с уставом МАНОУ «Центр молодёжи»), результат
протоколируется (номер протокола, дата).
26. Утверждение
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы осуществляется приказом директора МАНОУ
«Центр молодёжи».
27. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
хранится у заместителя директора по учебной части. Рабочие программы
хранятся у педагогов, реализующих программу.
V.
Заключительные положения
28. Изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
утверждаются приказом директора МАНОУ «Центр молодёжи».
29. Во всех случаях, не предусмотренных настоящим Положением,
следует руководствоваться действующим законодательством Российской
Федерации и локальными актами МАНОУ «Центр молодёжи».
Приложение
Приложение № 1
к Положению о дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих
программ Муниципального автономного
нетипового образовательного
учреждения «Центр молодёжи»
Разъяснения
по содержанию структурных элементов дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
1. Актуальность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы – это ответ на вопрос, зачес современным детям в
современные условия нужна данная программа. Актуальность может
базироваться:
- на анализе социальных проблем;
- на материалах научных исследований;
- на анализе педагогического опыта;
- на анализе детского или родительского спроса на дополниетельные
образовательные услуги;
- на современных требованиях модернизации системы образования;
- на социальном заказе муниципального образования и других факторах.
2. Цель программы – это заранее предполагаемый результат
образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике
цели необходимо избегать общих абстрактных формулировок. Цель должна быть
связна с названием программы, отражать ее основную направленность и
желаемый конечный результат.
Цели могут быть направлены:
- на развитие ребенка в целом;
- на развитие определенных способностей обучающихся;
- на обеспечение каждому ребенку требуемого уровня образования;
- на формирование у каждого ребенка умений и потребности
самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки;
- на воспитание обучающихся в соответствии с высокими моральными
ценностями;
- на формирование общечеловеческих нравственных ценностных
ориентаций, самосознания, общественно ценных личностных качеств;
обеспечение гармоничного эстетического и физического развития; выработку
навыков здорового образа жизни;
- на обучение детей трудовым навыкам, приемам самостоятельной работы,
коллективному взаимодействию, взаимопомощи, формирование культуры и пр.
Приложение
Для формулировки цели педагог может использовать существительные:
создание, развитие, обеспечение, приобщение, профилактика, укрепление,
взаимодействие, формирование и др.
3. Задачи программы. Конкретизация цели осуществляется через
определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают,
что нужно сделать, чтобы достичь цели. При модульном и (или) разноуровневом
представлении содержания программы, цели и задачи указывают по каждому
модулю и (или) уровню.
Задачи должны соответствовать ели и подразделяться на группы:
- обучающие задачи, то есть отвечающие на вопрос, что узнает, в чем
разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится
обучающийся, освоив программу;
- развивающие задачи, то есть связанные с развитием творческих
способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи,
волевых качеств, и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на
которые будет делаться упор при обучении;
- воспитательные задачи, то есть, отвечающие на вопрос, какие ценностные
ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у
обучающихся.
Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех
формулировках одной грамматической формы:
Глаголы
Существительные
Способствовать,
развивать,
Помощь, развитие, приобщение,
приобщать, воспитывать, обучить, воспитание, обучение, формирование,
сформировать,
обеспечить, обеспечение, поддержка, расширение,
поддержать, расширить, углубить, углубление,
знакомство,
познакомить,
предоставить предоставление возможности и т.д.
возможность и т.д.
4. Формы и режим занятий
Возможные формы организации деятельности обучающихся на занятии
Индивидуальная
Групповая
Фронтальная
ИндивидуальноАнсамблевая,
Работа по
групповая
оркестровая
подгруппам
Занятия по типу может быть комбинированным, теоретическим,
практическим, диагностическим, лабораторным, контрольным, репетиционным,
тренировочным и др.
Возможные формы проведения занятий:
Акция
Аукцион
Бенефис
Беседа
Вернисаж
Викторина
Круглый стол
Круиз
Лабораторное занятие
Эвристическая лекция
Мастер-класс
«Мозговой штурм»
Сбор
Семиар
Сказка
Смотрины
Соревнования
Спектакль
Приложение
Встреча с интересными
людьми
Выставка
Галерея
Гостиная
Диспут,
дискуссия,
обсуждение
Занятие-игра
Защита проектов
Игра деловая
Игра-путешествие
Игра сюжетно-ролевая
Игровая программа
Класс-концерт
КВН
Конкурс
Консультация
Конференция
Концерт
Наблюдение
Студия
Олимпиада
Открытое занятие
Посиделки
Поход
Творческая встреча
Творческая мастерская
Творческий отчёт
Тренинг
Праздник
Практическое занятие
Представление
Презентация
Производственная бригада
Профильный лагерь
Размышление
Рейд
Репетиция
Ринг
Салон
Турнир
Фабрика
Фестиваль
Чемпионат
Шоу
Экзамен
Экскурсия
Экспедиция
Эксперимент
Эстафета
Ярмарка
и другие
5. Учебный (тематический) план (УП)-таблица, содержащая названия
разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов и
формы аттестации (контроля).
6. Содержание учебного плана – реферативное описание разделов и тем
программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом,
включая описание теоретических практических частей и форм контроля по
каждой теме. Должен соответствовать целеполаганию и прогнозируемым
результатам освоения программы.
При оформлении содержания следует придерживаться ряда общих правил:
- содержание составляется согласно УП;
- формулировка и порядок расположения разделов и тем должны полностью
соответствовать их формулировке и расположению в УП;
- необходимо соблюдать деление на теорию и практику по каждому разделу
(теме);
- материал следует излагать назывными предложениями;
- содержание каждого года обучения по программе и (или) отдельных ее
компонентов – учебных предметов, дисциплин (модулей) – целесообразно
оформлять отдельно;
- в содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, на
правила выполнения упражнений, репертуар и т.п.);
- в содержании могут быть представлены вариативные образовательные
маршруты.
7. Планируемые результаты:
- требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести
обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. то он должен знать и уметь);
Приложение
- компетенции и личностные качества, которые могу быть сформированы и
развиты у детей в результате занятий по программе;
- личностные, метапредметные и предметные результаты, которые
приобретет обучающийся по итогам освоения программы.
Данные характеристики формулируются с учетом цели и содержания
программы.
Метапредметные
результаты
образования
означают
освоение
обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий –
регулятивных, познавательных и коммуникативных, способность их
использовать в учебной, познавательной и социальной практике.
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся
к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены
следующими компонентами:
мотивационно-ценностными
(потребность
в
самореализации,
саморазвитии, самосовершенствовании, мотивации достижения, ценностные
ориентации);
- когнитивным (знания, рефлексия деятельности);
- операциональным (умения, навыки);
- эмоционально-волевым (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное
отношение к достижению, волевые усилия).
Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов
знаний, которая формируется через освоение учебного материала, и систему
формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и
направлены на их применение и преобразование, могу включать:
- теоретические знания по программе;
- практические умения, предусмотренные программой.
8. Календарный учебный график определяет количество учебных недель
и количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и
окончания учебных периодов/ этапов. Календарный учебный график
составляется для каждой группы обучающихся по программе в соответствии с
приложением № 2 к настоящему Положению.
9. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы.
Разрабатываются и обосновываются для определения результативности
освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы.
Перечисляются согласно учебному (тематическому) плану (зачет,
творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль и др.).
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись,
грамота, готовая работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости,
маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования, методическая
разработка, портфолио, перечень готовых работ, протокол соревнований, фото,
отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья и др.
Приложение
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики,
аналитическая справка, выставка, готовое изделие, демонстрация моделей,
диагностическая карта, защита творческих работ, конкурс, контрольная работа,
концерт, научно-практическая конференция, олимпиада, открытое занятие, отчет
итоговый, портфолио, поступление выпускников в профессиональные
образовательные организации по профилю, праздник, слет, соревнование,
фестиваль и др.
10. Оценочные материалы – перечень диагностических методик,
позволяющих определить достижение обучающимся по программе планируемых
результатов.
11. Методические материалы – краткое описание методики работы по
программе и обеспечение программы методическими видами продукции,
необходимыми для ее реализации, включает в себя:
- особенности организации образовательного процесса – очно, очно-заочно,
заочно, с использованием электронного обучения, дистанционно, в сетевой
форме и др.;
- методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский
проблемный, игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания
(убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
- формы организации образовательного процесса – индивидуальная,
индивидуально-групповая и групповая; выбор той или иной формы
обосновывается с позиции профиля деятельности (музыкального, спортивного,
художественного и др.), уровня сложности содержания программы, категории
обучающихся (дети-инвалиды, дети с ОВЗ) и др.;
- формы организации учебного занятия – акция, круглый стол, сбор,
аукцион, круиз, семинар, бенефис, лабораторное занятие, сказка, беседа,
эвристическая лекция, смотрины, вернисаж, мастер-класс, соревнования,
викторина, «мозговой штурм», спектакль, встреча с интересными людьми,
наблюдение, студия, выставка, олимпиада, творческая встреча, концерт и другие;
- педагогические технологии – технология индивидуализации обучения,
технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения,
технология программированного обучения, технология модульного обучения,
технология блочно-модульного обучения, технология дифференцированного
обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего
обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного
обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной
деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология
обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология
развития критического мышления через чтение и письмо, технология портфолио,
Приложение
технология педагогической мастерской, технология образа и мысли, технология
решения изобретательских задач, здоровьесберегающая технология и др.
- алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его
этапов;
- дидактические материалы – раздаточный материал, инструкционные,
технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.
12. Рабочая программа – нормативный документ педагога, в соответствии
с которым он обеспечивает реализацию программы в полном объеме. Рабочая
программа регламентирует организацию образовательной деятельности и
определяет объем, порядок, содержание и реализацию программы в
изменившихся в течение учебного года условиях, в соответствии с учебным
планом, расписанием занятий и количеством учебных недель в году. Рабочая
программа составляется индивидуально каждым педагогом на основе
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы на
текущий учебный год (Приложение № 3)
13. Список литературы – включает перечень основной и дополнительной
литературы (учебные пособия, сборники упражнений (контрольных заданий,
тестов, практических работ и практикумов), справочные пособия (словари,
справочники), наглядные материалы (альбомы, атласы, карты, таблицы), может
быть составлен для разных участников образовательного процесса – педагогов,
обучающихся; оформляется в соответствии с действующими требованиями к
библиографическим ссылкам.
Приложение
Приложение № 2
к Положению о дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих
программ Муниципального автономного
нетипового образовательного
учреждения «Центр молодёжи»
Образцы оформления структурных элементов дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Отдел образования администрации городского округа Рефтинский
Муниципальное автономное нетиповое образовательное учреждение
«Центр молодёжи»
Программа принята
на педагогическом совете
МАНОУ «Центр молодёжи»
Протокол № ___
от «___» _______ 20__г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МАНОУ «Центр молодёжи»
________ С.А. Ткалич
Приказ № ___от «__» ______ 20___г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
____________________ направленности
«Название программы»
Возраст обучающихся: ________ лет
Срок реализации: ___ года
Автор – составитель:
Фамилия И.О., должность
го Рефтинский 20___ г.
Приложение
Учебный план (примерные формы)
Форма 1:
№
п
/п
Количество часов (теория/практика)
Название
раздела(модуля)
1 -й год обучения
1
Аппликация
11 (2/9)
2
Оригами
11 (2/9)
З
4
2-й год обучения
Выставка работ
8 (1/7)
Объёмная скульптура
из бумаги
Выставка работ
Защита творческого
проекта
10 (2/8)
Папье-маше
Итого
Формы
аттестации/контроля
4 (1/3)
10 (2/8)
Выставка работ
34 (6/28)
34 (6/28)
Всего по программе: 68 часов
Форма 2:
Уровень
сложности
год
обучения
Количество академических
часов
Разделы
(модули)
сего
стартовый
1
в
теория
Формы
промежуточно
й
(итого
вой)
практика аттестации
Введение в
программу
4
3
1
Классический
танец
34
6
28
34
6
28
Народный танец
собеседовани
е
Отчётный
концерт
Итого на стартовом уровне: 72 часа
2
Введение в
программу
2
2
Классический
танец
52
6
46
45
5
40
45
8
33
Народный танец
базовый
Современный
танец
3
Введение в
программу
2
2
тестирование
Отчётный
концерт
Творческие
задания
Тестирование.
Анкетировани
е
Приложение
Классический
танец
Народный танец
Современный
танец
50
4
46
4
46
4
42
Отчётный
концерт.
Участие в
фестивале.
Портфолио.
Мастерклассы.
Итого на базовом уровне: 288 часов
Всего по программе: 360 часов
*
*
для разноуровневых программ
* для долгосрочных программ
З
Пример 1
Календарный учебный график на ХХХХ-ХХХХ учебный год
Основные характеристики
образовательного процесса
п/п
1
2
З
4
Количество учебных недель
34
Количество учебных дней
68
Количество часов в неделю
4
Количество часов
5
Недель в I полугодии
15
6
19
7
Недель во II полугодии
Начало занятий
8
Каникулы
9
Выходные дни
Окончание учебного года
10
13 сентября
25 октября — 31 октября
З 1 декабря — 9 января
3 1 мая
Пример 2
Год
обучения
1 год
Дата
начала
обучения
15
сентября
2 год
15
сентября
Дата
окончания
обучения
31 мая
З 1 мая
Каникулы: 25 октября — 31
октября
Количество Количество Количество
Режим
учебных
учебных
учебных
занятий
недель
дней
часов
2
36
72
144
занятия по 2
часа в неделю
З
36
108
216
занятия по 2
часа в неделю
Приложение
4
Методические материалы
Материальнотехническое оснащение,
Формы, методы, приемы
Название раздела, дидактикометодический
N2 п/п
обучения.
темы
материал
Педагогические технологии
Формы
учебного
занятия
Приложение
5
Характеристика оценочных материалов
Планируемые
результаты
Критерии
оценивания
Виды контроля /
промежуточной
аттестации
со
о
Список использованных ресурсов
Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)
Приложение
Примерные требования к оформлению рабочей программы педагога
дополнительного образования
Рабочая программа является локальным и индивидуальным инструментом
педагога дополнительного образования.
Рабочая программа педагога регламентирует организацию образовательной
деятельности и определяет объем, содержание и результативность реализуемой
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в условиях
конкретного учебного года. Рабочая программа отражает существенные изменений
условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы и особенности обучения в текущем году в соответствии с учебным
планом учреждения, расписанием занятий и количеством учебных недель в году.
Для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы,
предусматривающей индивидуальное обучение, рабочие программы составляются
для каждого обучающегося с учетом его состояния здоровья, психофизических
возможностей, по году обучения и по разделу программы.
В течение учебного года рабочая программа корректируется с учетом всех
изменений.
Структура рабочей программы включает следующие элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Календарный учебный график (план).
4. Учебно-методические средства обучения.
1. Титульный лист должен содержать:
- наименование образовательной организации,
- дату принятия программы на заседании педагогического совет МАНОУ
«Центр молодёжи» с указанием номера протокола,
- дату утверждения программы директором МАНОУ «Центр молодёжи» с
указанием номера и даты приказа,
- название программы,
- год реализации программы,
- возраст обучающихся,
- ФОИ, должность разработчика рабочей программы,
- населенный пункт и год разработки рабочей программы.
2. Пояснительная записка – структурный элемент рабочей программы, в
котором должны быть отражены изменения условий реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы, специфика ее реализации в
текущем году: особенности обучения, ожидаемые результаты и способы их оценки.
В пояснительной записке к рабочей программе рекомендуется указывать:
- направленность,
- особенности обучения в текущем году по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе: особенности условий
реализации содержания, подготовка к знаменательным датам, юбилеям
Приложение
объединения, учреждения, реализация тематических программ, проектов, причины
замены тем по сравнению с реализуемой программой и т.д.
особенности
организации
образовательной
деятельности
по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе с указанием
количества учебных часов по программе, количества учебных часов согласно
расписанию, информации об изменении сроков и/или времени изменения
отдельных тематических блоков (разделов) с указанием причин, и
целесообразности изменений,
- цели и задачи рабочей программы на текущий учебный год, учитывающие
изменения
условий
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы,
- изменения режима занятий в текущем учебном году (продолжительность и
количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснованием выбора
варианта, продолжительность учебного часа, если она отличается от
академического часа),
- применение иных, отличающихся от программы форм занятий и их
сочетания (пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм учебных занятий) в
текущем учебном году;
- изменения, внесенные в программу, необходимы для обучения в текущем
году и их обоснование (информация об изменении содержательной части
программы, обоснование изменений, описание резервов, за счет которых они будут
реализованы);
- планируемые результаты и способы их оценки;
- иные, отличающиеся от дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы, формы проведения промежуточной и итоговой
аттестации в текущем учебном году.
Пояснительную записку можно изложить в табличной форме.
3. Календарный учебный график – структурный элемент рабочей программы,
составляется при существенно изменении количества учебных недель и количества
учебных дней, продолжительность каникул, дат начала и окончания
периодов/этапов по сравнению с программой, содержит наименование тем занятий
с указанием количества времени и календарных сроков проведения каждого
занятия. Календарный учебный график разрабатывается на каждую учебную
группу, оформляется на каждое занятие, отражает промежуточную и итоговую
аттестацию (закрепляет форм аттестации).
4. Учебно-методические материалы – перечень дополнительно используемых
педагогом в текущем учебном году методических, дидактических,
диагностических материалов.