Отдел образования администрации городского округа Рефтинский
Муниципальное автономное нетиповое образовательное учреждение
«Центр молодёжи» городского округа Рефтинский
Программа принята
на педагогическом совете
Протокол № 3
от «26» августа 2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАНОУ «Центр молодёжи»
_______ С.А. Ткалич
Приказ № 96
от «26» августа 2024 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Волшебный мир танца. Логоритмика»
Возраст обучающихся: 3 – 5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Гончарова Инна Анатольевна,
методист
го Рефтинский 2024 г.
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный мир
танца. Логоритмика» и порядок её утверждения разработан в соответствии с
Федеральным Законом от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской
Федерации»,
Концепцией
развития
дополнительного
образования детей до 2030 года от 31 марта 2020 г. №678-р, Постановлением
главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
Уставом МАНОУ «Центр молодёжи», Положением о дополнительных
общеобразовательных программах МАНОУ «Центр молодёжи».
Направленность (профиль) программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный мир
танца. Логоритмика» разработана в рамках художественной направленности
для учащихся с 3 до 5 лет.
Актуальность программы Логоритмические занятия направлены на
всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение
двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире,
понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать
трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с
использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное
влияние на здоровье ребёнка: в его организме происходит перестройка
различных
систем,
например,
сердечно-сосудистой,
дыхательной,
речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные
и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в
речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы
психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и
музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкальнодвигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и
мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями,
двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры,
способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического
строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе
стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со
словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.
Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку
чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются
потенциальные возможности детей.
Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития
познавательных процессов и соответствует детским психофизическим
данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого
внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает
результативность в усвоении знаний.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал
предварительно не выучивается.
Система подачи программных задач, методов, средств по знакомству
детей с логоритмикой отработана с учётом возрастных особенностей и
методических требований. В логоритмические занятия включены элементы,
имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения,
упражнения для профилактики плоскостопия, простейшие приёмы массажа,
гимнастики для глаз). В занятия объединения включены пальчиковые
музыкально-речевые игры, массажи пальцев, релаксация под музыку,
чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие
чувства ритма или внимания.
Отличительные особенности, новизна
Данной общеобразовательной программы объясняется тем, что она
разработана с учётом современных образовательных технологий, которые
находят своё отражение в:
–
принципах обучения: постепенное приобретение навыков
(усложнение выполняемых заданий); посильность заданий для
обучающихся; системность проведения занятий; соответствие содержания
образования уровню развития современной науки и техники; единства
процессов обучения и воспитания;
–
формах и методах обучения: словесные – объяснение, беседа,
советы, звукоподражание; наглядные – краткое объяснение, показ с
пояснением, указание при воспроизведении, беседа, разъяснение сюжета,
вопросы по последовательности движений, команды, образный сюжетный
рассказ; показ, игровой метод; практические – выполнение работы;
–
методах контроля и управления образовательным процессом:
индивидуальные консультации родителей.
Адресат программы – это обучающиеся в возрасте с 3 до 5 лет.
Наполняемость групп: 8 человек. Условия приёма: принимаются все
желающие (не имеющие ограничений по состоянию здоровья).
Режим занятий – 2 раза в неделю по 1 часу. Академический час равен
25 минутам.
Объём программы – общее количество часов – 72 часа.
Срок освоения программы –1 год.
Особенности организации образовательного процесса
Перечень форм обучения Разноуровневая общеразвивающая
программа. Программа или её часть может реализовываться с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости
промежуточной и (или) итоговой аттестации обучающихся.
Программа рассчитана на обучающихся, имеющих различные
интеллектуальные, коммуникативные, учебные и творческие способности, на
обучение детей с ОВЗ, детей группы риска.
Уровневость программы: дополнительная общеобразовательная
программа «Волшебный мир танца. Логоритмика» на «стартовом
уровне» полностью соответствует лексико-грамматическому планированию
логопедических занятий, включает работу над закреплением звуков в
определённой последовательности. Кроме того, логоритмические занятия
программы включают в себя здоровье сберегающие технологии, что не
только благотворно влияет на весь организм ребёнка, но и способствует
максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения,
овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей
дошкольного возраста. Сюжетно-тематическая организация занятий
позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в
игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Перечень видов занятий – беседы, практические занятия, открытые
занятия, конкурсные занятия, теоретические занятия.
Перечень форм подведения итогов – практические занятия,
конкурсные работы, открытые занятия.
Цель и задачи общеобразовательной программы
Цель программы: преодоление речевых нарушений путём развития
двигательной сферы ребёнка в сочетании со словом, движением и музыкой
через систему логоритмических занятий.
Задачи:
Образовательные:
– формировать двигательные умения и навыки;
– развивать пространственные представления;
– развивать координацию, переключаемость движений;
– знакомить с метроритмикой.
Воспитательные:
– воспитывать и развивать чувство ритма; способность ощущать в
музыке, движениях ритмическую выразительность;
– формировать способность восприятия музыкальных образов и умение
ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
– совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.
Коррекционные:
–
–
–
–
–
№
п/п
1.
2.
3.
развивать речевое дыхание;
развивать артикуляционный аппарат;
развивать фонематическое восприятие;
развивать грамматический строй и связную речь;
формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.
Содержание программы
Учебный (тематический) план обучения
Название раздела, темы
Количество часов
Форма
Всего Теория Практика аттестации/
контроля
Детский сад: развитие общей 4
2
2
Опросник
моторики, подвижности стоп и
кистей;
подготовка
артикуляционного аппарата к
формированию
правильной
артикуляции;
развитие
длительного, плавного выдоха;
воспитание
способностей
восприятия
музыкальных
образов и умения ритмично,
выразительно двигаться с
данным образом
Осенние хлопоты: на развитие 2
1
1
Практикоустойчивости
внимания,
теоретическ
точности
выполнения
ое занятие
словесной
инструкции;
подготовка артикуляционного
аппарата к формированию
правильной
артикуляции;
работа
над
воспитанием
правильного
физиологического
дыхания;
развитие слухового внимания,
развитие
быстроты
двигательной реакции
Дары осени: развитие общей 4
2
2
Практикомоторики, подвижности стоп и
теоретическ
кистей для укрепления мышц
ое занятие
языка,
развитие
его
подвижности,
выработки
подъёма широкой передней
части языка; для выработки
умения делать язык широким и
4.
5.
6.
7.
удерживать его в спокойном,
расслабленном
состоянии;
работа
над
воспитанием
правильного
физиологического
дыхания;
развитие
устойчивости
внимания,
точности
выполнения
словесной
инструкции
День рождения детского сада:
развитие общей моторики,
подвижности стоп и кистей;
подготовка артикуляционного
аппарата к формированию
правильной
артикуляции;
развитие слухового внимания,
развитие
быстроты
двигательной реакции
Моя дорогая Земля: развитие
слухового
внимания;
укрепление
мышц
языка,
развитие его подвижности,
выработки подъёма широкой
передней
части
языка;
выработка умения делать язык
широким и удерживать его в
спокойном,
расслабленном
состоянии; развитие слухового
внимания, развитие быстроты
двигательной реакции
По дороге детства (неделя
безопасности): развитие общей
моторики, подвижности стоп и
кистей;
развитие
мелкой
моторики; развитие чувства
музыкального
и
речевого
темпов
Дружба – это хорошо, дружбаэто
весело:
подготовка
артикуляционного аппарата к
формированию
правильной
артикуляции; развитие общей
моторики, подвижности стоп и
2
1
1
Практикотеоретическ
ое занятие
2
1
1
Практикотеоретическ
ое занятие
4
2
2
Практикотеоретическ
ое занятие
4
2
2
Практикотеоретическ
ое занятие
8.
9.
10.
11.
12.
кистей для укрепления мышц
языка, выработки подъёма
языка; развитие слухового
внимания, развитие быстроты
двигательной реакции
Наши любимые игрушки:
развитие общей моторики,
подвижности стоп и кистей;
подготовка артикуляционного
аппарата к формированию
правильной артикуляции для
укрепления
мышц
языка,
выработки подъёма языка;
развитие слухового внимания;
развитие
быстроты
двигательной реакции.
Зимние
забавы:
развитие
тонкой моторики; развитие
общей моторики, творческого
воображения,
координации
речи с движением; воспитание
физиологического
дыхания,
выработка
направленной
воздушной струи
Все профессии хороши –
выбирай на вкус: воспитание
физиологического
дыхания;
выработка
направленной
воздушной струи; активизация
словаря,
логического
мышления,
внимания,
сообразительности
Поет зима аукает, мохнатый
лес
баюкает:
развитие
быстроты
двигательной
реакции
Виват олимпиада: выработка
направленной
воздушной
струи;
подготовка
артикуляционного аппарата к
формированию
правильной
артикуляции;
развитие
слухового внимания, развитие
2
1
1
Практикотеоретическ
ое занятие
2
1
1
Практикотеоретическ
ое занятие
4
2
2
Практикотеоретическ
ое занятие
4
2
2
Практикотеоретическ
ое занятие
4
2
2
Практикотеоретическ
ое занятие
13.
14.
15.
16.
17.
18.
быстроты
двигательной
реакции.
Здравствуй,
Новый
год!
Воспитание физиологического
дыхания,
выработка
направленной
воздушной
струи;
развитие
общей
моторики, подвижности стоп и
кистей
Минута Славы: подготовка
артикуляционного аппарата к
формированию
правильной
артикуляции.
Наши любимые домашние
питомцы:
развитие
пантомимических
способностей, воспитание
доброго
отношения
к
животным; развитие мелкой
моторики
пальцев
рук,
формирование координации,
силы
тонких
движений;
развитие
подвижности
кончика
языка;
совершенствование
диалогической речи
Безопасное детство: развитие
чувства
ритма,
дыхания,
мелкой моторики, речи под
музыкальное сопровождение;
развитие навыка естественного
вдоха и выдоха
В здоровом теле – здоровый
дух: развитие творческого
воображения, общих речевых
навыков; развитие ловкости,
координации
движений;
развитие
артикуляционной
моторики
Папа, мама, я – дружная
семья: развитие ловкости,
координации
движений;
развитие
артикуляционной
4
2
2
Практикотеоретическ
ое занятие
2
1
1
Практикотеоретическ
ое занятие
2
1
1
Практикотеоретическ
ое занятие
4
2
2
Практикотеоретическ
ое занятие
4
2
2
Практикотеоретическ
ое занятие
4
2
2
Практикотеоретическ
ое занятие
моторики;
развитие
творческого
воображения,
общих речевых навыков
19. Папа может всё: развитие 4
2
2
Практиколовкости,
координации
теоретическ
движений;
развитие
ое занятие
артикуляционной моторики
20. Мамин праздник: развитие 4
2
2
Практикотворческого
воображения,
теоретическ
общих речевых навыков
ое занятие
21. Мы мамины помощники: 4
2
2
Практикоразвитие
ловкости,
теоретическ
координации
движений;
ое занятие
различении согласных звуков
по твёрдости-мягкости
22. Мы поедем, мы помчимся: 2
1
1
Практикоразвитие
координации
теоретическ
движений, внимания
ое занятие
23. Весна красна: развитие навыка 2
1
1
Практикоестественного вдоха и выдоха;
теоретическ
развитие общей моторики,
ое занятие
подвижности стоп и кистей;
соотношение
движения
с
текстом
Итого: 72
36
36
Содержание учебного плана
1. Детский сад.
Теория. Развитие общей моторики, подвижности стоп и кистей.
Практика. Упражнение «Ножки и ладошки». Артикуляционное
упражнение «Чистим зубки».
Теория. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию
правильной артикуляции. Воспитание способностей восприятия музыкальных
образов и умения ритмично, выразительно двигаться с данным образом.
Развитие длительного, плавного выдоха.
Практика. Упражнения: «Подуем на кашу», «Вкусная каша».
Упражнение «По дороге в д/с».
2. Осенние хлопоты.
Теория.
Развитие устойчивости внимания, точности выполнения
словесной инструкции.
Практика. Упражнение «Дождик».
Теория. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию
правильной артикуляции.
Практика. Артикуляционное упражнение «Окошечко». Дыхательное
упражнение «Ветер и листья».
Теория. Работа над воспитанием правильного физиологического дыхания.
Развитие слухового внимания, развитие быстроты двигательной реакции.
Практика. Игра «Соберём листья».
3. Дары осени.
Теория. Развитие общей моторики, подвижности стоп и кистей.
Практика. Упражнение «Гриб». Логопедическая гимнастика «Вкусное
варенье», «Блинчики».
Теория. Укрепление мышц языка, развитие его подвижности, выработки
подъёма широкой передней части языка; выработка умения делать язык
широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.
Практика. Дыхательное упражнение «Ветер и листья».
Теория. Работа над воспитанием правильного физиологического дыхания,
на развитие устойчивости внимания, точности выполнения словесной
инструкции.
Практика. Упражнение «Солнышко и дождик».
4. День рождения детского сада.
Теория. Развитие общей моторики, подвижности стоп и кистей.
Практика. Упражнение «Игра с зайкой».
Теория. подготовка артикуляционного аппарата к формированию
правильной артикуляции. Развитие слухового внимания, развитие быстроты
двигательной реакции.
Практика. Артикуляционное упражнение «Чистим зубки». Дыхательное
упражнение «Большой и маленький» (стоя прямо, на вдохе ребёнок встаёт на
цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать
это положение на несколько секунд. На выдохе ребёнок должен опустить руки
вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся «ух»,
спрятать голову за коленями, показывая, какой он маленький). Игра «Кто
скорее возьмёт погремушку».
5. Моя дорогая земля.
Теория. Развитие слухового внимания.
Практика. Упражнение «Воробей».
Теория. Укрепление мышц языка, развитие его подвижности, выработки
подъёма широкой передней части языка; выработка умения делать язык
широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.
Практика. Логопедическая гимнастика «Вкусное варенье», «Блинчики».
Игра «Стой, олень!».
6. По дороге детства (неделя безопасности).
Теория. Развитие общей моторики, подвижности стоп и кистей. Развитие
чувства музыкального и речевого темпов. Развитие мелкой моторики.
Практика. Упражнение «Самолёты». Дыхательное упражнение «Каша
кипит» (сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании
живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко
произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза). Упражнение «Жил был
зайчик». Упражнение «Поехали».
7. Дружба – это хорошо, дружба – это весело.
Теория. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию
правильной артикуляции.
Практика. Артикуляционное упражнение «Дудочка». Игра «Затейники»
(Ровным кругом друг за другом Мы идем за шагом шаг. «Стой на месте» скажем дружно. Потом делаем... вот так). Упражнение «Пузырьки» (Пусть
малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и
медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза).
8. Наши любимые игрушки.
Теория. Развитие общей моторики, подвижности стоп и кистей.
Практика. Упражнение «Солдатик».
Теория. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию
правильной артикуляции.
Практика. Артикуляционное упражнение «Дудочка»; Логопедическое
упражнение «Лошадка»
Теория. Укрепление мышц языка, выработка подъёма языка, развитие
слухового внимания, развитие быстроты двигательной реакции.
Практика. Игра «Мой весёлый звонкий мяч».
9. Все профессии хороши – выбирай на вкус.
Теория. Воспитание физиологического дыхания, выработка направленной
воздушной струи. Активизация словаря, логического мышления, внимания,
сообразительности.
Практика. Упражнение «Транспорт» (Будем пальчики сгибать, Будем
транспорт называть: (сжимать и разжимать пальчики) Машина, вертолёт,
Трамвай, автобус, самолёт (поочерёдно разжимать пальчики, начиная с
мизинца). Складывание разрезных картинок «Профессии». Упражнение на
дыхание «Насос». Дидактическая игра «Не ошибись».
10.Поёт зима аукает, мохнатый лес баюкает.
Теория. Развитие быстроты двигательной реакции.
Практика. Логопедическая гимнастика «Морозята удивляются» (для
укрепления губ). «Морозята улыбаются» (на развитие мимикоартикуляторных мышц). «Морозята дразнятся» (на развитие языка).
«Морозята шалят» (на развитие губ). Пение «У» с жестом (разводим руки) –
ветер воет. Игра «заморожу».
11.Виват олимпиад.
Теория. Выработка направленной воздушной струи.
Практика. Дыхательное упражнение «загони мяч в ворота».
Артикуляционная гимнастика «Спрячь конфетку» (футбол).
Теория. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию
правильной артикуляции. Развитие слухового внимания, развитие быстроты
двигательной реакции.
Практика. Игра «Кто быстрее до флажка». Пальчиковая гимнастика «На
коньках».
12.Здравствуй, Новый год!
Теория. Воспитание физиологического дыхания, выработка направленной
воздушной струи.
Практика. Дыхательное упражнение «Снежки». Украшение ёлочки
(пальчиковое рисование). Упражнение «Зайчик».
Теория. Развитие общей моторики, подвижности стоп и кистей.
Практика. Пение песенки «В лесу родилась ёлочка» (с выполнением
движений по тексту).
13.Зимние забавы.
Теория. Развитие тонкой моторики.
Практика. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».
Подвижная игра «Снежная баба».
Теория. Развитие общей моторики, творческого воображения,
координация речи с движением.
Практика. Дыхательное упражнение «Снежки».
14.Минута славы.
Теория. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию
правильной артикуляции.
Практика. Артикуляционная гимнастика «Часики». Пальчиковая
гимнастика «Встреча» (на правой ручке – пальчики. На левой ручке –
пальчики. Пришла пора им встретиться, Готовьте чемоданчики!) – пальцами
правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, прикасаясь друг к
другу кончиками. Упражнение «Мы артисты» (пение «А» с Жестом –
разводим руки, пение «У» с жестом – разводим руки, пение «А», «У» с
жестом, пение «У», «А» с жестом).
15.Наши любимые домашние животные.
Теория. Развитие пантомимических способностей, воспитание доброго
отношения к животным.
Практика: Упражнение «Пожалеем киску».
Теория. Развитие мелкой моторики пальцев рук, формирование
координации, силу тонких движений.
Практика. Игра «Кот и мыши». Упражнение «Как у нашего кота».
Логопедическая гимнастика «Кот лакает молоко».
Теория. Развитие подвижности кончика языка.
Практика. Народная игра-диалог «Кисонька-мурысонька».
Теория. Совершенствование диалогической речи.
Практика. Пальчиковая гимнастика «Домашние животные». «Мяу –
котёнок» (одновременно на двух руках соединить большой и указательный
палец), «Му» - телёнок, (средний с большим), «Ме» - козлёнок, (безымянный
с большим), «Гав» - щенок (мизинец с большим) Дружно песни распевают
(сжимают и разжимают кулаки), Ждут хозяйку у ворот («ворота» - ладони
соединяют вместе).
16.Безопасное детство.
Теория. Развитие чувства ритма, дыхания, мелкой моторики, речи под
музыкальное сопровождение; развитие умения менять движения со сменой
музыки.
Практика. Стихотворение с движением «Поедалочка» (Пышка
сметанная, Корочка румяная. В печи она сидела, Да на нас глядела. Пыхтела,
пыхтела Да в рот залетела). Дыхательное упражнение «Каша кипит» (сесть,
одна рука на животе, другая на груди; при втягивании живота сделать вдох,
при выпячивании – выдох; выдыхая, громко произносить «ффф»; повторить 3
– 4 раза). Упражнение «Тук-тук». Упражнение на развитие слухового
внимания «Светофор».
17.В здоровом теле здоровый дух.
Теория. Развитие навыка естественного вдоха и выдоха.
Практика. Дыхательное упражнение «Нюхаем цветы». Упражнение «Мы
мячик поднимаем» (Мы мячик поднимаем, Мы мячик опускаем, Мы мячик
подаём И бегаем кругом). Чтение потешки «Водичка-водичка».
18.Мама, папа, я – дружная семья!
Теория. Развитие творческого воображения, общих речевых навыков.
Практика. Пальчиковая гимнастика «Семья» (Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папа, Этот пальчик – мама, Этот
пальчик – я – Вот и вся моя семья: разгибать пальцы из кулачка, начиная с
большого. Упражнение «Поедалочка». Упражнение «Чайник». Игра «Сегодня
маме помогаем».
Теория. Развитие ловкости, координации движений. Развитие
артикуляционной моторики.
Практика. Логопедическая гимнастика. «Ах, как вкусно!». «Очень
вкусно». «Откусим пышку».
19.
Папа может всё.
Теория. Развитие слухового внимания.
Практика. Пальчиковая гимнастика «Транспорт» (Будем пальчики
сгибать, будем транспорт называть: сжимать и разжимать пальчики: машина,
вертолёт, трамвай, автобус, самолёт). Игра-имитация «Папа может, папа
может всё, что угодно» (обводка трафаретов).
20.
Мамин праздник.
Теория. Развитие мелкой моторики, артикуляции.
Практика. Артикуляционная гимнастика «Шарик». Пальчиковая
гимнастика «Мамин праздник» (Мамочка, мамочка, любимая моя, ведь ты
знаешь, мамочка, как я люблю тебя). «Маму очень я люблю, ей цветочек
подарю» (рисование цветов по трафарету).
21.Мы мамины помощники.
Теория. Развитие ловкости, координации движений.
Практика. Пальчиковая гимнастика «Апельсин». Игра «Сегодня маме
помогаем». Чистоговорка «М – Мь».
Теория. Упражнять в различении согласных звуков по твердостимягкости.
Практика: Игра «Затейники».
22.
Мы поедем, мы помчимся.
Теория. Развитие координации движений, внимания.
Практика. Упражнение «Транспорт» (Будем пальчики сгибать, будем
транспорт называть: сжимать и разжимать пальчики: Машина, вертолёт,
трамвай, автобус, самолёт: поочерёдно разжимать пальчики, начиная с
мизинца). Игра «Летает – не летает».
23.
Весна красна.
Теория. Развитие навыка естественного вдоха и выдоха.
Практика. К нам Весна лишь заглянула – протягивают руки вперёд; в
снег ладошку окунула – руки внизу, перпендикулярно корпусу; и расцвёл там
нежный – руки соединяют в бутон на уровне глаз; маленький подснежник –
медленно раздвигают пальцы (цветок раскрылся).
Теория. Развитие общей моторики, подвижности стоп и кистей.
Соотносить движения с текстом.
Практика. Дыхательное упражнение «Нюхаем цветы». Игра «Птички».
24.Весенняя капель (изменения в природе):
Теория. Развитие мелкой моторики. Развитие быстроты двигательной
реакции.
Практика. Мы построили скворечник для весёлого скворца (попеременно
постукиваем кулачками друг о друга и по столу). Мы повесили скворечник
возле самого крыльца (сводим руки над головой). Пальчиковая гимнастика
«Весна- красна». Артикуляционная гимнастика «Улыбка-трубочка».
Теория. Подготовка
артикуляционного аппарата к
формированию
правильной артикуляции.
Практика. Игра «У медведя во бору».
25.Удивительный мир космоса.
Теория. Выработка длительного выдоха.
Практика. Пальчиковая гимнастика «Космос» (Космонавтом хочешь
стать? Сильным быть и ловким? Надо пару подобрать И лицом друг к другу
встать. Если чистые ладошки – Значит можно начинать). Дыхательное
упражнение «Звёздочки». Разрезные картинки «Космос». Артикуляционная
гимнастика «Дудочка».
26.Наша маленькая планета.
Теория. Развитие координации движения и речи.
Практика. Упражнение «Гном и дом». Упражнение «Шли по лесу два
ежа».
Теория. Формирование положительного эмоционального настроя в
процессе игровых упражнений, выполнение серий движений по памяти.
Практика. Игра «Лиса и зайцы».
Теория. Развитие общей моторики и координации движений.
Практика. Артикуляционная гимнастика для укрепления мышц языка.
27.Семейные традиции.
Теория.
Совершенствование
основных
параметров
движений
артикуляционной моторики.
Практика. Пение «У-у-ух» с жестом (разводим руки). Пальчиковая
гимнастика «Семья» (Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот
пальчик – папа, Этот пальчик – мама, Этот пальчик – Я, Вот и вся моя семья:
разгибать пальцы из кулачка, начиная с большого). Игра «Забрось мяч в
корзину» (целься вернее). Артикуляционное упражнение «Хоботокулыбочка».
Планируемые результаты
Личностные:
1. Иметь представление о здоровом образе жизни, о своём здоровье и
здоровье окружающих.
2. Уметь
использовать
приобретённые
навыки
в
специально
спроектированных ситуациях, в коллективных формах общения детей между
собой.
Метапредметные :
1. Иметь улучшение подвижности артикуляционного аппарата.
2. Иметь улучшения в формировании правильного речевого и
физиологического дыхания.
3. Уметь ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном
направлении.
4. Иметь улучшения показателей слухового, зрительного, двигательного
внимания, памяти.
5. Уметь правильно пользоваться восклицательной, вопросительной и
повествовательной информацией.
Предметные:
1. Расширение словарного запаса по лексическим темам, умение
самостоятельно составлять небольшие рассказы на определённую тему,
придумывание необычных окончаний знакомых сказок, песен.
2. Формирование умения ритмично выполнять движения в соответствии со
словами, выразительно передавая заданный характер, образ.
3. Формирование умений голоса к модуляциям, плавности и
интонационной выразительности речи, формирование правильного речевого и
физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.
4. Формирование
произносительных
навыков,
подвижности
артикуляционного аппарата.
5. Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в
слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах,
словах, чистоговорках.
6. Способность выполнять оздоровительные упражнения для горла, для
улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица
и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела,
на преодоление двигательного автоматизма.
7. Уметь воспроизводить ритмические рисунки.
8. Уметь изменять громкость голоса, темп речи в зависимости от целей
общения (воспроизводить слова и доступные фразы – громко, тихо,
вполголоса, медленно, умеренно, быстро).
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в 1 полугодии
Недель во 2 полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
Окончание учебного года
36
90
2
72
17
19
04.09.2023
31 декабря- 9 января
31.05.2024
Материально-техническое обеспечение. Дидактический материал:
дидактические карточки, музыкальные произведения, песни, танцы,
аудиозаписи, иллюстрации, картины, раздаточный материал.
Техническое оснащение занятий: музыкальный центр, мультимедийный
проектор, музыкальные инструменты, декорации, костюмы и др.
Музыкальный материал для занятий: «Покачай-передай», «Весёлая
логоритмика» Е.Железнова, «Вместе с нами», «Аэробика» Е.Железнова,
«Ходим, ходим, стоп», «Весёлая логоритмика» Е.Железнова, «Грибок», «Ах,
вы, сени!».
Информационное обеспечение:
• фотовыставка «Наши успехи»;
• фотовыставка «Наши занятия».
Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования первой
квалификационной категории, образование среднее профессиональное,
высшее.
Формы аттестации и оценочные материалы
Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные
формы контроля успеваемости обучающихся позволяют объективно оценить
успешность и качество образовательного процесса.
Основными видами контроля успеваемости по дополнительной
общеобразовательной программе «Волшебный мир танца. Логоритмика»
являются:
1. Входящий контроль физической подготовленности – это уровень
развития двигательных навыков и умений, физических качеств ребёнка при
зачислении
на
дополнительную
общеобразовательную
программу
«Волшебный мир танца. Логоритмика». Она направлена на улучшение
функциональных
показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и других
систем организма, а также физического развития (нормализации веса тела,
повышение жизненной емкости легких).
2. Промежуточный контроль успеваемости обучающихся. Текущая
аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо
раздела учебного материала данной программы и направлена на
ответственную организацию домашних занятий и может носить
стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно
педагогом дополнительного образования. В критериях текущего контроля
учитываются:
• отношение обучающегося к занятиям, его старание, прилежность;
• инициативность и проявление самостоятельности на уроке;
• темпы продвижения.
3. Итоговый контроль аттестация.
Итоговый контроль определяет успешность развития обучающегося и
степень освоения им учебных задач по окончанию обучения на данной
программе. Формой итогового контроля является открытый урок или итоговое
занятие, где определяется уровень усвоения обучающимися полученных
умений и навыков с учётом возрастных особенностей.
Протокол наблюдения №1
(Теоретические знания)
ФИО Эмоциональная
сфера ребёнка
Развитие
мелкой
моторики
пальцев
рук
Развитие
слухового
внимания и
слухового
восприятия
Соответствие Итого
музыкальноречевого
восприятия с
выполнением
движений
Итого
Умение показать
право и лево
Дифференциация
звучащих
игрушек
Синхронность
движений правой
и левой руки
Темп движений
Точность
движений
Ф.И.О.
- высокий уровень (В) – 3;
- средний уровень (С) – 2;
- низкий уровень (Н) – 1.
Протокол наблюдения №2
Практические знания
- высокий уровень (В) – 3;
- средний уровень (С) – 2;
- низкий уровень (Н) – 1.
Методические материалы.
Методы и приёмы обучения на занятиях по логоритмике. Построение
занятий по логоритмике базируется на совокупности различных методов.
Каждый метод включает в себя разнообразные приёмы. Эти приёмы
подбираются с учётом степени усвоения двигательного, речевого материала,
речевого и общего развития ребёнка.
Формы и методы работы с воспитанниками:
Словесный:
вопрос как стимул к речевой активности;
оценка детской речи;
договаривание по образцу;
комментирование собственных действий;
подбор предметов к действию, действий к предмету, предметов к
признакам;
составление словосочетаний, предложений по демонстрируемому
действию;
Подбор слов по родовому признаку.
Практический:
угадывание предметов на ощупь;
выполнение действий по словесной инструкции;
запоминание и выполнение инструкций;
выполнение действий по символьной инструкции;
использование знаковой символики для обозначения свойств и
признаков предметов.
Игровой:
инсценировки и театрализация, сказочные сюжеты;
использование игрушек и сказочных персонажей;
исправление «ошибок» педагога или персонажа;
перевоплощения и выполнения соответствующих действий.
Репродуктивный:
словесный образец;
одновременное проговаривание;
повторение, объяснение, указание;
словесные упражнения.
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 .г № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
З. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N2 996-р);
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N2 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее — СанПиН);
5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее — Порядок);
8.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации» от 9 ноября 2018 г. № 196;
9.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
10.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Литература, использованная при составлении программы
Для педагога:
1. Шершнев.В.Г. От ритмики к танцу. Развитие художественнотворческих способностей детей 4 – 7 лет средствами ритмики и
хореографии. Программа для образовательных учреждений дополнительного
образования детей Московской области. – М.: Издательский дом «Один из
лучших», 2008.
2. Пинаева Е.А. Ритмика и танец. Примерная программа для детских
хореографических школ и хореографических отделений детских школ
искусств (подготовительные классы). – Москва, 2006.
3. Франио Г.С. Ритмика в детской музыкальной школе. – М.: «Пресссоло», 1997.
4. Лекции по предмету «Образцы классического танца» зав. кафедрой
хореографии КГИИК, профессора Юлтыевой Н.Д. Казань, 1990.
5. Васильева – Рождественская М.В. Историко-бытовой танец. Учеб.
пособие. – 2-е изд., пересмотр. – М.: Искусство, 1987.
6. Лекции по предмету «Классический танец – методика
преподавания» преподавателя хореографии КГИИК Цветковой Н.В. Казань,
1988-93.
7. Штрас Албом избранных танцев. Облегченное переложение для
фортепиано / Штрас, Иоган. - М.: Музгиз, 2016. - 134 c.
Раздел: народно-сценический танец.
8. Лекции по предмету «Народно-сценический танец – методика
преподавания» преподавателя хореографии КГИИК Сентябова С.Д. Казань,
1988-93.
9. Методическая разработка к программе «Народно-сценический
танец» для хореографических отделений ДМШ и школ искусств (3 класс, 2
годобучения), М., 1985 г.
10. Видеометодпособия. Урок народно-сценического танца отделения
хореографии КГИИК 3 курс, 1 семестр.
11. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца: Упражнения у
станка; Учеб. пособие для вузов. – М: ВЛАДОС, 2002.
12. Класс-концерт народно-сценического танца студии Игоря Моисеева.
Раздел: история хореографического искусства.
13. Лекции по предмету «История хореографического искусства»
преподавателя хореографии КГИИК, Горшкова В.Н. Казань, 1989.
14. Богоявленская Т. Дополнительная образовательная программа
танцевального ансамбля «Санта Лючия». – М.: web – издательство «Век
информации», 2009.
15. Джеймс Ч. Добсон. Не бойтесь быть строгими. – М.: Центр
общечеловеческих ценностей, 1997.
16. Сухомлинский
В.А. О воспитании. Издание второе.
– М.:Издательство политической литературы,1975.
17. «Акробатика» - Игнашенко А.М. Акробатика. - М.: Физкультура
испорт. 1951. - 159 с.
18. Боген А.А. Обучение двигательным действиям. – М.: ФиС, 1983.
19. Болобан В.Н. Обучение в спортивной акробатике. – Киев: Здоров’я
1986.
20. Гавердовский
Ю.К. Техника гимнастических упражнений.
–
М.,Терра-спорт, 2002г.
21. Гимнастическое
многоборье. Женские виды / Под ред.
Ю. К.Гавердовского. – М.: ФиС, 1987.
22. Гимнастическое
многоборье. Мужские виды / Под ред.
Ю. К.Гавердовского. – М.: ФиС, 1986.
Список литературы для детей и родителей:
1. М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей».
2. О.А. Новиковская «Логоритмика для дошкольников в играх и
упражнениях».
3. Е.М. Тимофеева, Е.И. Чернова «Пальчиковые шаги».
4. Е.М. Тимофеева, Е.И. Чернова «Пальчиковая гимнастика».
5. Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика».