Отдел образования администрации городского округа Рефтинский
Муниципальное автономное нетиповое образовательное учреждение
«Центр молодёжи» городского округа Рефтинский
Программа принята
на педагогическом совете
Протокол № 3
от 26 августа 2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАНОУ «Центр молодёжи»
_______ С.А. Ткалич
Приказ № 96 от 26 августа 2024 г.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа
социально-гуманитарной направленности
«Коррекция нарушений речи у детей дошкольного
и младшего школьного возраста»
Возраст обучающихся 5 – 7 лет
Срок реализации 1 год
Автор – составитель:
Сухарева Наталья Иннокентьевна,
педагог дополнительного образования
го Рефтинский 2024 г.
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Коррекция
нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста» и порядок
ее утверждения разработан в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря
2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития
дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р, Приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Письмом
Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 "О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»),
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», Уставом МАНОУ «Центр молодёжи», Положением
о
дополнительных
общеобразовательных
программах
МАНОУ «Центр
молодёжи».
Направленность (профиль) программы
Данная дополнительная общеобразовательная программа разработана в
рамках социально-гуманитарной направленности для обучающихся 5 - 7 лет.
Актуальность программы предусматривает возможность в условиях
учреждения
дополнительного
образования
оказать
своевременную
и
специфическую помощь детям с различными отклонениями в речевом развитии.
Такие отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем
развитии ребёнка. Каждый такой ребёнок нуждается в особом подходе в процессе
обучения.
Некоторые из речевых нарушений могут быть преодолены в условиях
обучения в специальных логопедических классах и группах детского сада, другие
возможно устранить в условиях логопедического кабинета (пункта) при школе
или дошкольном учреждении.
Дети с общим недоразвитием речи, нарушением фонематического слуха и
нарушением произношения относятся к той категории детей, которые в первую
очередь нуждаются в специальной помощи. Они не только испытывают
затруднения в процессе общения, комплексуют, но и оказываются в числе стойко
неуспевающих по программе детского сада и начальной школы. Чем раньше
начинается коррекция речевых нарушений, тем выше её результативность.
Своевременное выявление детей с речевой патологией, правильная квалификация
имеющихся у них дефектов устной и письменной речи и организация адекватного
дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появления
у этих детей в будущем нарушений чтения и письма (как вторичного дефекта по
отношению к устной речи), но и не допустить отставания в усвоении
программного материала по родному языку.
В условиях МАНОУ «Центр молодёжи» нет возможности набирать группы
таких одновозрастных детей с исходными дефектами (как в детском саду или
школе). Педагог дополнительного образования, работающий по программе
«Коррекция нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного
возраста», оказывает помощь в работе по преодолению недоразвития речи или
нарушений звукопроизношения в виде индивидуальных и групповых занятий (до
2 человек).
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что
она является целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения и
позволяет преодолевать и корригировать речевые нарушения для полноценного
вхождения ребёнка в социум.
В процессе занятий ребёнок и педагог ведут многогранную деятельность,
которая способствует:
- развитию фонематического восприятия;
- обогащению словаря;
- коррекции звукопроизношения и грамматического строя;
- расширению кругозора;
- полноценному общению ребёнка со сверстниками и взрослыми.
Отличительные особенности программы, новизна
Отличительной особенностью данной программы является нацеленность на
конечный результат, т.е. ребёнок овладевает полноценной речью, которую
впоследствии применяет в социуме (в общении и обучении).
Основной акцент в работе сделан на гибкое удовлетворение образовательных
запросов и потребностей детей на образовательные услуги; обеспечивает
реализацию идей дополнительного образования на основе оказания психологопедагогической поддержки каждому ребенку с учетом его индивидуальности,
составлена
на
основе
концепции
Федерального
государственного
образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья,
что способствует более эффективному решению задач в преодолении речевых
нарушений у детей.
Адресат программы – это обучающиеся в возрасте от 5 до 7 лет. Занятия
индивидуальные или групповые до 2 человек (в группу подбираются дети близкие
по возрасту, возможностям усвоения материала, со сходными речевыми
дефектами). Условия приёма: принимаются все желающие дошкольники и
младшие школьники, а также неорганизованные дети, обратившиеся за
логопедической помощью.
Для оказания помощи детям с отягощённой картиной состояния речи
допускается расширение возрастных границ (от 4 до 9 лет). Дети, нуждающиеся в
логопедической помощи, выявляются при посещении родителями консультаций,
организованных в вечернее время, затем принимаются на занятия. Данные об этих
детях заносятся в «Журнал первичного логопедического обследования». На
занятия зачисляются дети дошкольного и младшего школьного возраста, имеющие
простую или сложную дислалию (НПОЗ – недостатки произношения отдельных
звуков), фонетико-фонематические нарушения (ФФНР), нерезко выраженное
общее недоразвитие речи (НВ ОНР), задержку речевого развития (ЗРР), вплоть до
её отсутствия (алалия).
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 25 мин
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут
Общее количество часов в неделю – 2 часа
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Объем программы: 72 часа
Срок освоения: 1 год.
Курс обучения для каждого ребёнка индивидуален по объёму и
продолжительности (от 3 месяцев до 2 лет и более) и зависит от сложности
речевого дефекта, индивидуальных особенностей детей, отношения родителей к
выполнению заданий логопеда.
Срок коррекционного обучения составляет для детей:
- с НПОЗ – от 3 до 9 месяцев;
- с ФФНР – от 4 до 9 месяцев;
- с НВ ОНР, ЗРР, алалией до 2 лет.
Особенности организации образовательного процесса
Формы реализации программы: Содержание программы предполагает
«стартовый» уровень и разделение его на этапы, имеющие различную
наполненность и протяжённость для каждого ребёнка:
I этап: основное время занятий отводится развитию мелкой моторики,
артикуляционной гимнастике, развитию фонематического восприятия, речевого
чутья. Производится постановка наиболее простых нарушенных звуков.
Проводится работа по развитию зрительной и слуховой памяти, воспитанию
самоконтроля.
II
этап: продолжается работа над дефектными звуками - автоматизация
путем упражнений в произношении слогов, слов, фраз, чистоговорок, стишков.
Попутно идет расширение словарного запаса.
III
этап: дифференциация автоматизированных звуков. Особый упор
делается на развитие фонематического восприятия. Обучение элементарному
анализу слов, предложений.
IV
этап: использование исправленных звуков в свободном речевом
общении, игре, закрепление навыков анализа и синтеза. Обогащение словаря и его
грамматического оформления.
Программа или её часть может реализовываться с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при проведении учебных
занятий, практик, текущего контроля успеваемости промежуточной и (или)
итоговой аттестации обучающихся.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуальногрупповая, групповая, с использованием дистанционных технологий.
Перечень видов занятий: беседа, показ образца правильного произношения,
упражнения, тренинг, игра.
Обязательный элемент занятий – дыхательная, артикуляционная, пальчиковая
гимнастика, физкультминутки, речевые минутки.
Перечень форм подведения итогов: тестирование, практические занятия,
открытые занятия.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для преодоления речевых нарушений и успешного
обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе, привлечение родителей к
совместной работе с ребёнком в предшкольном и младшем школьном возрасте.
Задачи:
Образовательные:
- правильное определение причин, лежащих в основе нарушений речи
каждого ребёнка для индивидуальной коррекционной работы;
- обучение основам анализа и синтеза слова, фразы для успешного усвоения
программы по родному языку;
- всесторонняя работа, результатом которой будет правильная речь.
Развивающие:
- развитие у детей фонематического восприятия, т.е. языкового чутья как
важнейшей
предпосылки
в
овладении
грамотой
и
самокоррекции
звукопроизношения;
- развитие мелкой моторики, ритмической стороны речи, выразительности.
Воспитательные:
повышение мотивации детей к исправлению собственных речевых
недостатков;
- формирование стремления к приобретению полноценной речи;
- формирование активных коммуникативных навыков;
- формирование умения родителей работать совместно с ребёнком над его
речью.
Содержание программы
Учебный (тематический) план обучения
№ Наименование раздела, темы
Количество часов
Форма
п/п
аттестации/
Всего Теория Практика
контроля
1. Развитие
подвижности
артикуляционного аппарата,
40
5
35
формирование правильного
произношения
1.1. Введение. Значение речи, 2
1
1
Профили
голоса
в развитии человека.
органов
Артикуляционный и голосовой
речи
аппарат
–
строение,
использование.
1.2. Развитие
подвижности 5
1
4
Карточкиартикуляционного аппарата
упражнения
1.3. Формирование
правильного 30
2
28
Тестовые
звукопроизношения
задания
1.4. Использование,
тренировка 3
1
2
Игра
на
голосового аппарата
силу голоса
2. Развитие общей и мелкой 8
3
5
Анализ
моторики
работы
2.1. Пространственная ориентация
2
1
1
Тесты
2.2. Согласованные движения рук,
пальцев
3
1
2
2.3. Речевое
сопровождение
движений тела, рук, пальцев
3. Обогащение
словаря.
Грамматический строй речи
3.1. Увеличение словарного запаса,
исходя из возрастной нормы
3.2. Совершенствование
грамматического оформления
речи
3.3. Развитие
связной
речи,
мышления
3
1
2
10
4
6
5
3
2
3
1
2
2
-
2
14
2
12
8
1
7
Игры,
карточки
6
1
5
Контрольны
е задания
72
14
58
4.
Развитие фонематического
восприятия
4.1. Упражнения и игры по
развитию
слухового
восприятия и памяти
4.2. Обучение анализу и синтезу
звуков,
слога,
слова,
предложения
Итого
Карточки с
упражнения
ми
Потешки в
картинках
Картинки,
тесты
Игры,
карточки,
тесты
Сюжетные
картинки,
игры
Содержание учебного (тематического) плана
1.
Развитие подвижности артикуляционного аппарата, формирование
правильного произношения.
1.1. Введение. Значение речи, голоса
в развитии человека.
Артикуляционный и голосовой аппарат – строение, использование.
Теория. Показ на профилях и перед зеркалом (губы, зубы, язык, нёбо, глотка,
голосовые связки).
Практика. Повторение за педагогом, контроль в зеркале. Самостоятельное
пользование органами артикуляционного аппарата, контроль в зеркале (без
контроля в зеркале). Тестирование умения находить и называть органы речи.
1.2. Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
Теория. Значение положения органов речи для правильного произнесения
звука. Струя воздуха.
Практика. Ощущения от движения языка, губ, мягкого нёба, щёк, струи
воздуха. Разучивание специальных упражнений по подражанию перед зеркалом.
1.3. Формирование правильного звукопроизношения.
а) Постановка исправляемых звуков по подражанию от упражнений. Освоение
позы исправляемого звука (зрительно, в движении):
Теория. Понятия «верх», «низ», «вправо», «влево», «вперёд», «назад».
Понятия «кончик языка», «края языка».
Практика. Практическое выполнение позы данного звука (перед зеркалом, без
него – по ощущениям). Исправление неточностей позы. Работа над силой и
направлением воздушной струи. Голосовое сопровождение звука;
б) автоматизация поставленного звука:
Автоматизация изолированно.
Теория. Отличие нового звука от сохранных у ребёнка звуков.
Практика. Закрепление ощущений от нового положения органов речи.
Одновременное развитие фонематического восприятия для контроля правильности
и неправильности произнесения нового звука.
Автоматизация звука в слогах (прямых и обратных).
Теория. Понятие «слог». Слияние нового звука с гласным.
Практика. Отработка перед зеркалом и без него цепочек слогов
(самоконтроль).
Автоматизация нового звука в словах различной степени сложности.
Теория. Понятие «звук», «слог», «слово». Понятие «начало», «середина»,
«конец слова».
Практика. Уметь вставить звук, слог в нужное место в слове. Опора на
слуховое восприятие.
Автоматизация слов с новым звуком в словосочетаниях, предложениях,
текстах, стишках, чистоговорках.
Теория. Прослушивание в исполнении логопеда или в записи предложений,
текстов, стишков со звуком.
Практика. Самостоятельная отработка звука с усложнением структуры
предложения, текста и т.д.;
в) дифференциация автоматизированного звука с другими смешиваемыми,
сходными звуками. Характеристика и сравнение звуков:
Дифференциация изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.
Теория. Анализ положения органов речи для обоих звуков. Прослушивание
звучания звуков, слогов, слов в исполнении логопеда.
Практика. Самостоятельная характеристика и отличие звуков. Отработка
звучания дифференцируемых звуков с усложнение структуры (слоги, слова,
словосочетания, предложения, тексты и т.д.);
г) введение звука в свободную речь. Закрепление звука в речевых и
развивающих играх, в ответах на вопросы дома, в детском учреждении.
Самоконтроль.
Теория. Обучение самоконтролю произношения.
Практика. Применение полученных навыков в развивающих играх, в
общении на занятии, в коллективе, дома.
1.4. Использование, тренировка голосового аппарата.
Теория. Значение и использование голосового аппарата. Связки, гортань,
лёгкие.
Практика. Упражнения для сознательного владения голосовым аппаратом.
2.
Развитие общей и мелкой моторики.
2.1. Пространственная ориентация.
Теория. Строение нашего тела. Направление движения – вверх, вниз, вправо,
влево, вперёд, назад, спереди, сзади.
Практика. Выполнение упражнений по заданию педагога, по карточкам, по
стрелкам. Обучающие игры.
2.2. Согласованные движения рук, пальцев.
Обучение простейшим движениям пальцев рук (одной руки, обеих). Движения
по подражанию, самостоятельно.
Теория. Определение правой и левой руки, изучение названий пальцев.
Направление движений пальцев. Фигуры из пальцев.
Практика. Упражнения по подражанию сопряжённо с педагогом, по
словесной инструкции, самостоятельно. Работа пальцами одной руки, пальцами
обеих рук синхронно.
2.3. Речевое сопровождение движений тела, рук, пальцев.
Ориентирование на листе бумаги. Обводка трафаретов, рисование по
подражанию, по клеточкам. Пазлы, мозаика, конструктор.
Теория Знакомство с трафаретами. Движение со счётом по клеточкам в
различных направлениях.
Практика. Выполнение заданий по инструкции педагога, самостоятельно с
родителями дома. Собирание простых и сложных пазлов, мозаичных рисунков,
работа с мягким конструктором и строительным материалом.
3.
Обогащение словаря. Грамматический строй речи.
3.1. Увеличение словарного запаса, исходя из возрастной нормы.
Наблюдение, осмысление и называние предметов и явлений окружающей
действительности. Уточнение и расширение словарного запаса относительно
возрастной нормы. Формирование обобщённых понятий, логического мышления.
Теория. Показ и называние игрушек, картинок, собеседование по лексическим
темам.
Практика. Развивающие игры по темам (одежда, животные и т.д.), игры на
обобщение, исключение (четвёртый лишний), загадки – описания (по типу игры
«Крокодил»). Игры типа «Парочки», «Мемори», помогающие запомнить названия
предметов и развивающие зрительную память.
3.2. Совершенствование грамматического оформления речи.
Формирование практических навыков словообразования и словоизменения.
Теория. Слова короткие и длинные. Однокоренные слова. Рифма (похожие и
непохожие окончания слов).
Практика. Определение длины слова с прохлопыванием, простукиванием,
прошагиванием по слогам. Подбор картинок с рифмующимися названиями (мишка
– шишка). Подбор подходящих по смыслу и имеющих похожий корень слов (вода
– водяной – водопад – наводнение). Удлинение-укорочение слов с
прохлопыванием по слогам, с выкладыванием полосок-слогов (дом – дома –
домики – домашние; снеговик – снежный – снег).
3.3. Развитие связной речи, мышления.
Употребление простых и распространённых предложений. Работа по
элементарному анализу и синтезу предложений (длинное – короткое, количество
слов, какое слово первое и т.д.)
Теория. Понятие «слово», «предложение», «фраза». Образцы предложений из
1, 2, 3 и более слов (педагог).
Практика. Составление коротких предложений устно с опорой на картинки и
далее без них. Выкладывание схемы предложения (полоски-слова короткие и
длинные). Наглядное удлинение предложения путём добавления картинок или
полосок-слов. Укорочение предложения путём убирания картинок или полосокслов. Наглядный анализ и синтез предложения с использованием картинок и
полосок-слов.
4.
Развитие фонематического восприятия.
4.1. Упражнения и игры по развитию слухового восприятия и памяти.
Теория. Понятие «звуки в нашем окружении» (шум машины, пение птицы,
жужжание мухи) и звуки речи, при помощи которых общаются люди.
Практика. Упражнения типа:
- повтори звуки, слоги, звукоподражания, слова в том же порядке;
- доскажи словечко;
- правильное – неправильное утверждение (это колёва, койова, ковова
(картинка «корова»); слово «дом» – длинное и т.д.);
- четвёртый лишний (одно слово в ряду не рифмуется (дом, гром, лук, сом).
4.2. Обучение анализу и синтезу звуков, слога, слова, предложения.
Обучение различению звуков, слогов, слов. Выделение заданного звука
изолированно, в слоге, в слове.
Теория. Понятие «звук», «слог», «слово». Понятие «начало», «середина»,
«конец слова».
Практика. Развивающие упражнения и игры типа:
- хлопни, когда услышишь заданный звук (изолированно, в слоге, в слове);
- придумай слово, слова на заданный звук, слог;
- найди место звука в слове;
- найди картинку по первому слогу.
Овладение навыками звукового анализа и синтеза.
Теория. Понятия «гласные», «согласные звуки». Признаки гласных,
согласных.
Практика. Упражнения типа:
- выделение начального ударного гласного из слова (О-ля, у-хо);
- анализ звуковых рядов (а-и-у, о-э-а…);
- анализ обратных слогов (ос, ум, ил);
- выделение последнего согласного из слова (сок, дом, суп;)
- выделение первого согласного при стечении (стол, двор, круг);
- выделение последнего ударного гласного (ура, купи, окно);
- выделение гласного из односложных слов (мак, дом, луч);
- анализ и синтез прямых слогов (ша, ры, мо, зи);
- выделение первого слога и слогообразующих гласных из слов (шары, совы, жу-ки);
- звуковой анализ коротких слов (бах, лом, сын).
Планируемые результаты
Предметные:
- ребёнок правильно произносит все звуки, ранее нарушенные;
- имеет пассивный и активный словарь, соответствующий возрасту;
- умеет элементарно анализировать речь;
- имеет понятие о предложении, слове, слоге, звуке;
- имеет развитое фонематическое восприятие;
- имеет развитую мелкую моторику, зрительную и слуховую память,
устойчивое внимание в течение занятия.
Личностные:
- сознательно относится к выполнению заданий;
- умеет осознать и выразить в речи эмоциональные переживания себя в
образовательной деятельности;
- участвует в совместной деятельности (педагог – ребёнок – родители);
- умеет вступать в общение;
- проявляет стремление к самостоятельной работе над различными сторонами
речи;
к сочинительству, стремлению выступать публично (всё это может быть
выражено в разной степени, в зависимости от характера и уровня общего развития
и здоровья ребёнка).
Метапредметные:
- включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для
каждой предметной области, готовность их применения;
- владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации;
-умение слушать собеседника и вести диалог;
- активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных
задач.
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в 1 полугодии
Недель во 2 полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
Окончание учебного года
36
72
2
72
17
19
02.09.2024
31 декабря - 9 января
31.05.2025
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
1. Логопедический кабинет.
2. Столы и стулья для детей и логопеда.
3. Зеркало настенное с навесным освещением.
4. Зеркало индивидуальное.
5. Доска магнитная.
6. Шкафы и стеллажи для пособий, игр, игрушек.
Информационное обеспечение. На занятиях используются различные
средства наглядности: картинный раздаточный материал, демонстрационные
картинки, сигнальные карточки, куклы, дидактические обучающие игры и т.д.
1. Игры, пособия и материалы по разделам:
развитие мелкой моторики (комплексы упражнений, мозаика, шнуровки,
разборные игрушки);
звукопроизношение (альбомы для обследования звукопроизношения,
словаря, грамматического строя речи, предметные и сюжетные картинки для
автоматизации и дифференциации звуков);
развитие связной речи (картинки, альбомы, пособия – сюжетные картинки,
серии сюжетных картинок, материал для формирования грамматически
правильной речи, графические модели предложений, игрушки и картинки для
составления описательных рассказов, тексты для пересказа и т.д.);
развитие психических процессов (зрительного и слухового внимания,
памяти, мышления: разрезные картинки, лото, материалы и игры для обобщения,
классификации и сравнения предметов, развития ориентировки в пространстве,
изучения цвета формы, величины);
развитие фонематического восприятия, обучение элементарному анализу и
синтезу слова и предложения;
формирование коммуникативных способностей (куклы би-ба-бо, настольные
игры).
2. Альбомы, папки:
для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
стихов, потешек, загадок;
чистоговорок и скороговорок;
пальчиковых игр.
Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования, образование
высшее педагогическое.
Формы аттестации и оценочные материалы
Оценка пройденного материала проводится с помощью игровых заданий,
контрольных карточек и тестовых заданий и охватывает все узловые моменты
темы. В программе использованы элементы педагогической технологии для
активизации мышления и деятельности обучающихся: проблемные задания и
познавательные игры, тесты по изученным темам.
Важную воспитательную роль в образовательном процессе играют
тематические беседы о значении правильной речи. Такие беседы способствуют
осознанию ребёнком важности его занятий для дальнейшего применения навыков в
повседневной жизни, для успешного обучения в школе, для дальнейшего
интеллектуального развития.
Для входящей, промежуточной и итоговой диагностики предлагаются
следующие протоколы наблюдения:
Звукопроизношени
е
обу
ча
ющ
его
ся
Ф
И
Протокол наблюдения № 1
Состояние звукопроизношения, словарный запас (по возрасту)
Словарный запас, правильность
называния предметов
Итого
Употребление простого или
распространённого
предложения
Использование предлогов
Изменение слова
(множественное число,
уменьшительно-ласкательная
форма)
Согласование в падеже
Употребление антонимов
Называние профессий и
профессиональных действий
Названия детёнышей
животных
Подбор прилагательных и
глаголов к предмету
Применение обобщающих слов
ФИ обучающегося
Высокий уровень (в) – 5; выше среднего (в/с) – 4; средний уровень (с) – 3;
ниже среднего (н/с) – 2; низкий уровень (н) – 1.
Протокол наблюдения № 2
Лексико-грамматическое оформление фразы. Грамматический строй
Критерии оценивания
В
ысокий уровень (в) – 5; выше среднего (в/с) – 4; средний уровень (с) – 3; ниже
среднего (н/с) – 2; низкий уровень (н) – 1.
Протокол наблюдения № 3
Итого
Качества предметов (цвет, форма,
материал и т.д.)
Называние предметов и их действий на
сюжетной картинке
Узнавание предмета по описанию (с
наглядной опорой, без неё)
Повторение за педагогом слов,
названий картинок
Самостоятельное называние предметов
на картинках
Речевое дыхание, звучание голоса
Дефектные звуки, количество.
Особенности произношения
Общее звучание,
заикание, дизартрия модуляция голоса
Итого
Распространение, укорачивание
предложения
Умение составить схему
предложения из полосок разной
длины
Называние 1-го, 2-го, последнего
слова в предложении, подсчёт
общего количества слов
Составление предложения по
сюжетной картинке
Составление предложения по
предметной картинке
Составление предложения с
заданным словом
(самостоятельно, с помощью)
Составление словосочетания с
заданным словом
(самостоятельно, с помощью)
ФИ обучающегося
Итого
Самостоятельный свободный рассказ
Свободный рассказ на интересующую
ребёнка тему (по вопросам)
Знание простых известных сказок,
стишков, загадок
Составление последовательного
рассказа по серии сюжетных картин
(по вопросам)
Описание сюжетной картины
самостоятельно
Описание сюжетной картины по
вопросам
Описание предмета самостоятельно (с
наглядностью, без неё)
Описание предмета по вопросам (с
наглядностью)
ФИ обучающегося
Состояние связной речи
Критерии оценивания
Высокий уровень (в) – 5; выше среднего (в/с) – 4; средний уровень (с) – 3;
ниже среднего (н/с) – 2; низкий уровень (н) – 1.
Протокол наблюдения № 4
Анализ предложения
Высокий уровень (в) – 5; выше среднего (в/с) – 4; средний уровень (с) – 3;
ниже среднего (н/с) – 2; низкий уровень (н) – 1.
Итого
Рисование предложенного предмета,
ориентация на листе, штриховка
Речевое сопровождение движений тела
и рук, пальцев (сопряжено,
самостоятельно)
Выполнение серии движений по
инструкции педагога
Построение на плоскости фигуры из
геометрических элементов (по схеме)
Складывание пазлов различной
сложности (самостоятельно, с
помощью)
Понимание предлогов (под, над, за, на,
в, из, между, около)
Умение ориентироваться на плоскости
(расположение предметов на картинке,
в таблице)
Умение ориентироваться в теле (право
– лево, верх – низ, спереди – сзади)
ФИ обучающегося
Итого
Называние первого и последнего
звука, определение места звука в
слове
Подбор слов на данный слог (устно,
самостоятельно)
Определение количества слогов в
слове или картинке
Нахождение картинки по первому
слогу
Прохлопывание, простукивание слова
по слогам
Выделение заданного звука,
изолированного в слоге, в слове
Нахождение рифмы (лук-стол-жук)
Определение на слух длинного или
короткого слова
Называние сложных слов (повторение
или самостоятельно)
Повторение цепочки слогов или слов
ФИ обучающегося
Протокол наблюдения № 5
Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез слогов и слов
Фонематическое
Звуковой анализ и синтез слогов
восприятие
и слов
Высокий уровень (в) – 5; выше среднего (в/с) – 4; средний уровень (с) – 3;
ниже среднего (н/с) – 2; низкий уровень (н) – 1.
Протокол наблюдения № 6
Состояние мелкой моторики. Пространственная ориентация
Высокий уровень (в) – 5; выше среднего (в/с) – 4; средний уровень (с) – 3;
ниже среднего (н/с) – 2; низкий уровень (н) – 1.
Контрольные задания:
Тема № 1:
- «Строение и название органов речи»;
- «Пусть язык попляшет»;
- «Покричим – пошепчем»;
- «Дуем – поддуваем»;
- «Лабиринты со звуками».
Тема № 2:
- «Прыгаем по стрелкам»;
- «Пройди по схеме»;
- «Делай, как я»;
- «Найди фигуру по адресу»;
- «Мы покажем и расскажем» (потешки).
Тема № 3:
- «Открой и назови»;
- «Кто спрятался?»;
- «Кто не из этой семьи?»;
- «Мамы – детки»;
- «Отгадай, кто это, что это?» (по описанию предмета).
Тема №4:
- «Эхо» (повтори в точности);
- «Рифмочки и нерифмушки»;
- «Кто больше?» (подбор слов на слоги);
- «Где спрятался звук?» (место звука в слове).
Методические материалы:
1. Разработки занятий по постановке, автоматизации, дифференциации звуков,
разработки игр для развития моторики, артикуляции, логического мышления,
зрительной и слуховой памяти, фонематического восприятия.
2. Статьи из специальных журналов для работы с родителями (беседы,
консультации, практические занятия).
3. Статьи и рекомендации из логопедической литературы для теоретического и
практического самообразования логопеда.
4. Стенд для родителей.
5. Журнал первичного логопедического обследования.
6. Журнал учёта индивидуальных и групповых занятий.
7. Карты динамического наблюдения речевого развития детей.
8. Диагностический инструментарий.
9. Образовательная программа
10. Методическая литература.
Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее — ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
З. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N2 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N2 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее — СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации» от 9 ноября 2018 г. № 196;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
10. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р;
11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
Для педагога
1. Под редакцией Степановой О.А., Дошкольная логопедическая служба. –М.
ТЦ «Сфера», 2006.
2. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. –М.: Владос, 2001.
3. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. – М.: Дельта, 1996.
4. Гаврина С.Е. Рвзвиваем руки. –Ярославль, Академия развития. 1998.
5. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. –М.: ТЦ «Сфера»,
2005.
6. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов –на-Дону, Феникс, 2006.
7. Скворцова И.В. 100 логопедических игр для детей 4-6 лет. – М.: Олма пресс,
2003.
8. Волков Б.С., Волкова М.В. Детская психология. Психическое
развитие ребенка до поступления в школу - М.: Профессиональное
образование», 1994.
9. Крылова JI. Н., Формирование произношения у детей с тяжелыми
нарушениями речи. М.: Просвещение, 1993.
10. Федоренко О. П., Фомичева Г. А. Методика развития речи детей
дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1994.
11. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений
речи. Программа логопедической работы по преодолению фонетикофонематического недоразвития у детей.- М.: Просвещение, 2009.
12. Ястребова
А.В.
Коррекция
нарушений
речи
у
учащихся
общеобразовательных школ.-М.: Просвещение, 1984.
Для детей и родителей
13. Осипова Е.А., Игры для интеллектуального развития детей от 3-х лет. –М.
АРКТИ, 2004.
14. Чивикова Н.Ю., Как подготовить ребёнка к школе. –М. Рольф, 1999.
15. Гаврина С.Е., Большая книга тестов (4-5 лет, 5-6 лет). –М.: РОСМЭН, 2006
16. Сборник, Большая книга упражнений для подготовки к школе. –М.:
РОСМЭН, 2006.
17. Светлова И.Е., Большая книга заданий и упражнений на развитие
интеллекта ребёнка.-М.: