Отдел образования администрации городского округа Рефтинский
Муниципальное автономное нетиповое образовательное учреждение
«Центр молодёжи» городского округа Рефтинский
Программа принята на
педагогическом совете
Протокол № 3
от 26 августа 2024 г.
Утверждаю
Директор МАНОУ "Центр молодёжи"
_______С.А. Ткалич
Приказ № 96 от 26 августа 2024 г.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа
художественной направленности
«Танцы»
Возраст обучающихся: 7-17
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Цылёва Юлия Евгеньевна,
педагог дополнительного образования
го Рефтинский 2024 г.
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Танцы» и
порядок ее утверждения разработан в соответствии с Федеральным Законом от 29
декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией
развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта 2020 г. №678-р,
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Письмом
Минпросвещения России от 01.08.2019 г. № TC-1780/07 «О направлении эффективных
моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ»; Письмом
Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД- 39/04 «О направлении
методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ
среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения, и дистанционных образовательных
технологий»; методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально–
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей; Уставом МАНОУ «Центр молодёжи», Положением о
дополнительных общеобразовательных программах МАНОУ «Центр молодёжи»
Аннотация
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Танцы» относится к
художественной направленности.
Адресат. Данная программа адресована для обучающихся 7-17 лет с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов (нарушения опорно-двигательного
аппарата)
Срок реализации программы - 1 год.
Программа рассчитана на 36 часов в год.
Формы занятий: вводное занятие, беседы, практическое занятие, комбинированные
формы занятий, экскурсии, выставки, конкурсы.
Режим занятий: 1 раза в неделю по 1 часу.
Общий объем: 36 ч
Основные принципы программы.
Использование наглядных пособий, методической литературы, технических средств
обучения для эффективности подачи нового материала.
2
Учет возрастных, психологических, физиологических особенностей детей для
правильного подбора работ.
Изложение нового материала в доступной для детей форме.
Выработка умений и навыков на основе полученных знаний.
Постепенное усложнение при подаче нового материала.
Направленность (профиль) программы
Данная адаптированная дополнительная общеобразовательная программа разработана в
рамках художественной направленности для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата 7 - 17 лет.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время занятия
хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких
видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор,
безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Музыке отводится
ведущая роль, а движение рассматривается как проявление эмоций, связанных с
музыкальным образом, как средство усвоения музыкальных закономерностей.
Несомненно, что такая программа как никому другому нужна детям–инвалидам и детям
с ограниченными возможностями здоровья. Одним из психолого-педагогических
ресурсов социальной интеграции и социальной адаптации детей с ОВЗ в сообществе
сверстников, развития детско-родительских отношений является дополнительное
образование.
Отличительные особенности программы, новизна
Реализация АДОП предусматривает учет особых образовательных потребностей
адресной группы обучающихся, включая потребности в упрощении формулировок и
инструкций, использовании методов и средств альтернативной и дополнительной
коммуникации (коммуникаторы, специальные карточки, пиктограммы).
Для организации учебного процесса, реализующего дополнительное образование детей
с НОДА, создаются специальные условия:
- индивидуализация обучения (реализуется по рекомендациям
ПМПК, с целью выявления их особых образовательных потребностей);
- занятия в малых группах, включение в социальную активность с другими
детьми на массовых мероприятиях;
- использование современных педагогических технологий, в том
числе информационных, компьютерных для оптимизации занятий, повышение
их эффективности и доступности;
- обеспечение особой пространственной и временной
организации.
Адресат программы
3
Данная программа предназначена для работы с детьми 7-17 лет с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов (нарушение опорно-двигательного
аппарата).
Особенности набора детей и условия приема учащихся:
• обеспечение психолого-педагогических условий (учёт индивидуальных особенностей
ребёнка; коррекционная направленность обучения; соблюдение комфортного
психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий,
в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательной
деятельности, повышения его эффективности, доступности);
• обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный
режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических,
умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарногигиенических правил и норм). Обязательным требованием к организации
образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным программам
является обучение без домашних заданий и бального оценивания знаний детей.
Занятия проводятся в помещении образовательной организации, соответствующем
действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий.
К занятиям допускаются дети, имеющие разрешение врача и выполняющие правила
поведения и техники безопасности. Необходима медицинская справка, согласие
родителей. Добор обучающихся в группы возможен при наличии свободных мест и с
учетом возможностей конкретного ребенка или подростка.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 45 мин
Общее количество часов в неделю – 1 час
Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу.
Объем программы: 36 часов
Срок освоения: Программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Группы обучения – разновозрастные.
Формы реализации программы:
Программа или её часть может реализовываться с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при проведении учебных занятий, практик,
текущего контроля успеваемости.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая,
групповая, с использованием дистанционных технологий.
Перечень форм подведения итогов: наблюдения, открытые занятия.
Уровень сложности: стартовый, предполагает получение знания о хореографической
деятельности, о требованиях по ТБ, об используемой терминологии, о порядке
выполнения хореографических элементов.
4
Цели и задачи общеобразовательной программы
Цель реализации АДОП
содержит специальную коррекционно-развивающую
составляющую: содействие успешной социальной адаптации ребенка с НОДА,
расширение его образовательных возможностей, коррекцию и профилактику нарушений
развития, сохранение и укрепление здоровья.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с различными музыкально-ритмическими движениями в соответствии с
характером музыки;
- выработать правильную постановку корпуса (осанку);
- учить ориентироваться в пространстве (зал, сцена);
- формировать элементарные навыки танцевального этикета и сценической культуры.
Развивающие:
- развивать координацию движений, чувство ритма, музыкальную и двигательную
память,
воображение и фантазию в танце;
- развивать художественный и эстетический вкус средствами музыкального творчества;
- развивать коммуникативные способности через танцевальные игры.
Воспитательные:
- привить любовь к танцевальному искусству;
- воспитывать нравственное и эмоционально-ценностное позитивное отношения к своему
здоровью;
- воспитывать стремление к самореализации, саморазвитию, взаимопониманию,
общению,
сотрудничеству;
- воспитать уверенность в своих возможностях, способность к преодолению трудностей,
целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;
- формировать детский коллектив через совместную деятельность.
Среди задач обучения и воспитания особое внимание уделяется специальным задачам
коррекционно-развивающей направленности, сохранения и укрепления здоровья
обучающихся:
- расширение пассивного и активного словаря;
- развитие коммуникативных возможностей в процессе совместной деятельности со
взрослыми и сверстниками, в том числе с использованием средств альтернативной и
дополнительной коммуникации,
- формирование навыков самоконтроля;
Содержание программы
Учебный (тематический план)
5
№ п/п
Название блока
1. Знакомство.
Инструктаж
технике безопасности.
1.1
Разучивание разминки
Количество часов
Форма
Всего Теория Практика контроля
по
2. Вводное занятие. Танцевальная
разминка
2.1
Упражнения
для
ног,
рук.
Упражнения на растяжку.
3. Знакомство
с
музыкальными
длительностями.
3.1
Упражнения для спины, пресса.
Растяжка.
4. Развитие чувства ритма, темпа.
Ритм вальса.
4.1
Основы классического танца.
5. Изучение
азбуки.
5.1
азов
Разучивание отдельных движений
танца. Упражнения на растяжку.
Танцевальная
разминка.
Выполнение изученных элементов
танцевальных движений.
7. Ознакомление
детей
танцевальными
рисунками
ориентацией в пространстве.
7.1
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
5
2
3
5
2
3
6
2
4
6
2
4
танцевальной
6. Ознакомление детей с элементами
танцевальных движений.
6.1
2
с
и
Упражнения и игры по ориентации
в пространстве.
8. Развитие умения импровизировать
под музыку.
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
6
2
4
6
2
4
Наблюдение
4
1
3
4
1
4
Наблюдение
5
1
4
5
1
4
Наблюдение
4
1
3
6
8.1
Разминка, отработка движений,
импровизация.
9. Зачетные мероприятия
9.1
Повторение изученных танцев
Всего часов
4
1
3
2
-
2
2
36 ч.
Открытые
занятия
2
11 ч.
25 ч.
Содержание учебного плана
1. Знакомство. Инструктаж по технике безопасности.
1.1.Разучивание разминки
Теория. Знакомство с детьми и родителями. Знакомство с программой по ритмике.
Практика. Просмотр детей на основе элементарных движений, проверка на
координацию, проверка слуха, природных данных.
2. Вводное занятие. Танцевальная разминка.
2.1. Упражнения для ног, рук. Упражнения на растяжку.
Теория. Правила поведения и техника безопасности. Творческие планы на новый
учебный год. Беседы, впечатления о летнем отдыхе.
Практика. Повторение правил техники безопасности. Знакомство с новыми
упражнениями, программой на учебный год. Просмотр и прослушивание детей.
3. Знакомство с музыкальными длительностями
3.1. Упражнения для спины, пресса. Растяжка.
Теория. Разучивается исполнение более сложных ритмических рисунков. Теоретические
упражнения.
Практика. Упражнения, направленные на работу мышц спины, пресса, растяжка.
Упражнения на развитие ритмического слуха:
Разучивается исполнение по слуху более сложных ритмических рисунков.
Выполняются самостоятельные задания ритмических рисунков на основании
прослушанного музыкального материала.
Длительности: четверти, восьмые, половинные, шестнадцатые, целые.
4. Развитие чувства ритма, темпа. Ритм вальса.
4.1.Основы классического танца.
Теория. Правильное исполнение классического экзерсиса. Развитие понятийного
аппарата.
Практика. Развитие четкости, грамотности и правильного исполнения танцевальных
элементов.
5. Изучение азов танцевальной азбуки.
5.1. Разучивание отдельных движений танца. Упражнения на растяжку
Теория. Умение работать в группе, в ансамбле. Чувство партнера.
Выбор партнера. Нахождение контакта с партнером.
Практика. Фигурная маршировка: перестроение из круга в диагональ, в две параллельные
диагонали. Ускорение темпа перестроений. Разучивается дополнительный материал:
построение в две диагонали. Образование «восьмерки», «объемной восьмерки»
(восьмерки с дополнительными кругами внутри). Построение фигуры «трапеция».
7
Построение фигуры «клин». Перестроение «дверца».
6. Ознакомление детей с элементами танцевальных движений.
6.1. Танцевальная разминка. Выполнение изученных элементов танцевальных движений.
Теория. Знакомство с бальным танцем. Характер исполнения вальса в паре и соло.
Просмотр видеоматериалов по заданной теме.
Практика. Постановка корпуса соло и в паре. Постановка рук. Постановка головы
Основной шаг вальса. Вальсовая дорожка
7. Ознакомление детей с танцевальными рисунками и ориентацией в
пространстве.
7.1 Упражнения и игры по ориентации в пространстве.
Теория. Понятие «шен». «Шен» из двух линий. Что такое перестроение «прочес». Умение
держать равнение по первому.
Практика. Умение перестраиваться из одной и двух линий в разных темпах (под счет, в
медленном, быстром темпе). Перестроение из «шен» в круг, в колонну. Понятие интервал
при перестроении. Умение держать интервал. Правильное исполнение перестроения.
8. Развитие умения импровизировать под музыку.
8.1 Разминка, отработка движений, импровизация.
Теория. Сочинение с детьми танцевальных этюдов.
Практика. Изображение в танце заданных животных, предметы. Ознакомление детей с
играми.
9. Зачетные мероприятия.
9.1 Повторение изученных танцев
Теория. Изучение танцевальных номеров. Умение импровизировать.
Практика. Показательные выступления и концерты. Открытые уроки для родителей.
Планируемые результаты первого года обучения
Планируемые результаты освоения АДОП включают специальную группу
образовательных результатов:
Личностные результаты:
-повышение творческой активности ребенка, проявление инициативы и
любознательности;
-формирование ценностных ориентаций;
- формирование мотивов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со
сверстниками и педагогами.
Предметными результатами освоения детьми программы дополнительного
образования могут быть:
- адаптация ребенка к условиям детско-взрослой общности;
- удовлетворенность ребенком своей деятельностью в объединении дополнительного
образования, возможностями для самореализации;
Метапредметные результаты:
- навыки в изложении своих мыслей, взглядов;
- навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях, толерантное
отношение;
8
- развитие жизненных, социальных компетенций.
Планируемые результаты второго года обучения
Личностные результаты:
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
-овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
-формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-формирование умения использовать знания об индивидуальных особенностях
физического развития и физической подготовленности.
Метапредметные результаты:
-определение наиболее эффективных способов достижения результата;
-формирование умения понимать причины успеха или неуспеха
танцевальной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон
сотрудничества, умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты
совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами процессами.
Предметные результаты:
Планируемые результаты третьего года обучения
Личностные результаты:
-демонстрировать основные правила культуры поведения и этикета. развитие
жизненных, социальных компетенций, таких как: ответственность (способность
принимать ответственность за свои действия и их последствия); мировоззрение
(следование социально значимым ценностям); социальный интерес (способность
интересоваться другими и принимать участие в их жизни; готовность к сотрудничеству
и помощи даже при неблагоприятных и затруднительных обстоятельствах; склонность
человека давать другим больше, чем требовать); умение «презентовать» себя и свои
проекты);
-развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости,
понимание и сопереживание, эмоционального отношения к искусству;
-воспитание эстетического вкуса и духовных качеств: настойчивость, выдержка,
трудолюбие, целеустремленность;
- удовлетворенность ребенком своей деятельностью в объединении дополнительного
образования;
- улучшение речевых и коммуникативных возможностей, продуктивное взаимодействие
с окружающими;
9
- упорядоченное поведение на занятиях, способность к продуктивной целенаправленной
деятельности.
Метапредметные результаты:
- развитие жизненных, социальных компетенций, таких как: автономность (способность
делать выбор и контролировать личную и общественную жизнь); ответственность
(способность принимать ответственность за свои действия и их последействия);
- мировоззрение (следование социально значимым ценностям);
- социальный интерес (способность интересоваться другими и принимать участие в их
жизни;
- готовность к сотрудничеству и помощи даже при неблагоприятных и затруднительных
обстоятельствах;
- склонность человека давать другим больше, чем требовать;
- патриотизм и гражданская позиция (проявление гражданско-патриотических чувств);
- культура целеполагания (умение ставить цели и их достигать, не ущемляя прав и свобод
окружающих людей);
- умение «презентовать» себя и свои проекты.
Предметные результаты:
-исполнять упражнения и базовые фигуры изучаемых танцев;
-передавать в движении характер исполняемых танцев;
-исполнять танцы в соответствии с образовательной программой;
-ориентироваться в зале и на сцене, принимать участие в показательных
выступлениях.
-знать основы танцевально – ритмического движения;
-знать основы классической хореографии;
-владеть техникой исполнения элементов и фигур танцев;
-правила поведения и танцевального этикета.
Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы
Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в 1 полугодии
Недель во 2 полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
36
36
1
36
17
19
02.09.2024
31 декабря-9 января
10
10
Окончание учебного года
31.05.2025
Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации программы необходимо иметь в доступе:
актовый зал или хореографический класс
помещение для переодевания
при наличии: станки, зеркала
технические средства обучения (по выбору - DVD проигрыватель, магнитофон,
видеоаппаратура, диски);
специальная форма для занятий;
при наличии: костюмы для исполнения концертных номеров.
Кадровое обеспечение - педагог дополнительного образования, образование высшее.
Информационное обеспечение - видеофильмы, плакаты, электронные пособия. Учебнометодическая литература и пособия, методические материалы.
Методическое обеспечение - разработки игр, планирование бесед, походов, экскурсий,
конкурсов, конференций и т.д.
Формы аттестации – диагностика, наблюдение, открытые занятия. При первичной
диагностике (сентябрь) определения задач индивидуального развития проводятся:
-собеседование;
-упражнения на развитие устойчивости;
-творческое задание: импровизация под заданную музыку.
По результатам первичной диагностики можно объединить обучающихся в подгруппы,
учитывая индивидуальные особенности детей.
При промежуточной аттестации обучающихся (декабрь) проводятся:
-открытое занятие;
-творческое задание: импровизация под музыку в определенном стиле.
После промежуточной аттестации можно выявить индивидуальные достижения ребенка,
определить и внести корректирование в учебно-тематический план.
Мероприятия по итоговой аттестации обучающихся (апрель-май):
-открытое занятие;
-отчетный концерт.
По результатам итоговой аттестации определяется выполнение поставленных задач.
В мониторинге для отслеживания результативности обучения по адаптированной
дополнительной общеразвивающей программе с учетом планируемых результатов
освоения программы используются:
• анкета степени удовлетворенности обучающихся качеством дополнительного
образования (см. Приложение №1)
• карта оценки результатов освоения программы (см. Приложение №2)
• учет творческих достижений обучающихся (участие в конкурсах, концертах,
смотрах художественной самодеятельности).
11
Нормативные документы
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее — ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 .г № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
З. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N2 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. N2 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее — СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020
года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации» от 9
ноября 2018 г. № 196;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 г. № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»)
12. Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД- 39/04 «О
направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных
программ
среднего
профессионального
образования
и
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения, и
12
дистанционных образовательных технологий»; методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально– психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей
инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей;
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
Список литературы для педагога:
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ., -М., Владос, 2010
2. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – Л.: изд. «Искусства», 1983
3. БарышниковаТ. Азбука хореографии. Санкт-Петербург, 1996.
4. Богданов Г. Самобытность русского танца. М., 2002.
5. Богданов Г. Хореографическое образование. М., 2001.
6. Буданова Г.П. Материалы по определению качества обучения в дополнительном
образовании. – М., 1999.
7. Ваганова А.Я. Основы классического танца. С-Пб., 2003.
8. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. Петровского. – М.: Педагогика.
9. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду -М., Мозаика-Синтез, 2009
10. Заикин Н. Областные особенности русского народного танца. М., 2002.
11. 10.Зарецкая Н.В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста. Пособие для
практических работников ДОУ. М., 2005
12. Климов А. Основы русского народного танца. М., 2002.
13. Климов А. Особенности русского народного танца. М., 2002.
14. Климов А. Русский народный танец. М., 2002.
15. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. М., 1994.
16. КотышеваЕ. Песенки-игры и танцы для детей с ограниченными возможностями
здоровья –М., Сфера, 2010
17. Классический танец: Методическая разработка для преподавателей школ искусств.
– М., 1988
18. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989
19. Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книгапедагога
работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие. — М.: Владос, 2011.
20. Семаго Н.Я. Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов -М.,
Сфера,2012
21. Федорова Г. Танцы для развития детей. М.,2000
Список литературы для родителей
1. http://ijm-korrekc.ucoz.ru/ «В ритме танца». Программа развития творческих
танцевальных способностей детей с ОВЗ
2. http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=24061Шляхова Е.В. Методическая разработка
"Основы современного танца" для детей с ограниченными возможностями здоровья к
дополнительной образовательной программе "Основы танцевального искусства"
3. http://bookz.ru/Московкина А. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в
13
семье.
4. http://www.uchmet.ru/library/material/239303/Бусовикова О. Социализация и
развитие детей с ОВЗ средствами дополнительного образования.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
Список литературы для обучающихся
«Балет». Журнал. М.: Министерство печати и информации, 2011.
«Пяти-Па». Журнал о балете для детей. М.: «Студия «Антре», 2002-2005.
«Современные и эстрадные танцы». Журнал. Фонд «Здоровье. Культура. Спорт»:
2003-2003.
Студия «Антре». Журнал о балете для детей. М.: «Студия «Антре», 2003-2012.
Шереметьевская Н. Танец на эстраде М.: Искусство, 2010.
14
Приложение №1
Оценочные материалы, обеспечивающие реализацию образовательной
программы.
Анкета степени удовлетворенности обучающихся качеством
дополнительного образования
Название творческого объединения_____________________________________________
Цель: определить степень удовлетворенности обучающихся качеством
образовательного
процесса дополнительного образования
Обучающимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень
согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 — совершенно согласен;
3 — согласен;
2 — трудно сказать;
1 — не согласен;
0 — совершенно не согласен.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Утверждения
Я осознано выбрал это объединение.
Мне нравится заниматься в объединении.
В нашем объединении хороший руководитель.
К руководителю объединения можно обратиться за советом
и помощью в трудной ситуации.
В нашем коллективе хорошие отношения между взрослыми
и ребятами.
На занятиях я получаю полезные знания, умения и навыки.
Я считаю, что здесь созданы все условия для развития моих
способностей
Я доволен своими достижениями.
Я всегда с радостью посещаю занятия объединения.
Я бы хотел продолжить заниматься в этом объединении.
Оценка
43210
43210
43210
43210
43210
43210
43210
43210
43210
43210
43210
43210
Обработка полученных данных.
Показателем удовлетворенности обучающихся качеством дополнительного образования
(У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов учащихся на общее
количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени
15
удовлетворенности, от 2 до 3 – средней степени удовлетворенности; если же У меньше
2, то это свидетельствует о низкой степени удовлетворенности учащихся занятостью в
кружке.
Результативность участия творческого объединения
в конкурсных мероприятиях
Сроки
Название конкурса Уровень
(муниципальный,
региональный,
всероссийский,
международный)
Количество
участников
Призовые
места
1
2
3
16
17
Приложение № 2
№
п/п
I
1.1.
1.2.
II
2.1.
2.2.
Мониторинг результатов обучения по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе «Танцы»
Показатели
Критерии
Степень выраженности оцениваемого качества
Возможное Методы
(оцениваемые
кол-во
диагностики
параметры)
баллов
(примерные)
Теоретическая подготовка:
Теоретические
Соответствие
минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½
1
Наблюдение,
знания,
теоретических объема знаний, предусмотренных программой)
тестирование,
предусмотренные знаний ребенка средний уровень (объем усвоенных знаний составляет
контрольный
5
программой
программным более ½)
опрос и др.
требованиям
максимальный уровень (ребенок освоил практически
10
весь объем знаний, предусмотренных программой за
конкретный период)
Владение
Осмысленность минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает
1
Собеседование
специальной
и правильность употреблять специальные термины)
терминологией
терминологии средний уровень (ребенок сочетает специальную
5
терминологию с бытовой)
максимальный уровень (специальные термины
10
употребляет осознанно и в полном соответствии с их
содержанием)
Практическая подготовка:
Практические
Соответствие
минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½
1
Контрольное
умения и
практических
объема знаний, предусмотренных программой)
задание
навыки,
умений и
средний уровень (объем усвоенных умений и навыков
5
предусмотренные навыков
составляет более ½)
программой
программным максимальный уровень (ребенок освоил практически
10
требованиям
весь объем знаний, предусмотренных программой за
конкретный период)
Владение
Отсутствие
минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные
1
Контрольное
специальным
затруднений в затруднения при работе с оборудованием)
задание
оборудованием и использовании средний уровень (работает с оборудованием с помощью
оснащением
оборудования и педагога)
оснащения
максимальный уровень (работает с оборудованием
самостоятельно, не испытывает особых трудностей)
2.3. Творческие
Креативность в минимальный уровень (ребенок в состоянии выполнять
навыки и
выполнении
лишь простейшие практические задания педагога)
личные
практических
средний уровень (выполняет в основном задания на
достижения
заданий
основе образца)
максимальный уровень (выполняет практические задания
с элементами творчества, участвует в конкурсах)
III Личностные результаты:
3.1. Личностное
Соответствие
минимальный уровень умений (обучающийся нуждается
развитие
планируемым в постоянной помощи и контроле педагога)
личностным
средний уровень (обучающийся действует в основном
результатам
самостоятельно, в случаях затруднения может обратиться
за помощью к педагогу или обучающимся)
максимальный уровень (обучающийся действует
самостоятельно и может организовать других)
5
10
1
Контрольное
задание
5
10
1
Наблюдение
5
10
2