УТВЕРЖДАЮ
Директор МАНОУ «Центр молодёжи»
_______________ С.А. Ткалич
Приказ № 9 от 11.01.2021
ПОЛОЖЕНИЕ
Об использовании электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании Федерального закона
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа
Министерства образования и науки Российской Федерации № 816 от 23 августа
2017 года «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ, Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»(в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 05.09.2019 № 470), Указа
Президента РФ No 599 от 07.05.2012 «О мерах по реализации государственной
политики в области образовании и науки», Федерального закона «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 No181-ФЗ, а также
Устава МАНОУ «Центр молодёжи» и иных нормативных локальных актов
центра.
1.2. Данное Положение определяет участников образовательных
отношений с использованием электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий, их права и обязанности, организацию процесса
использования дистанционных образовательных технологий во время карантина
или в иных случаях, организацию процесса дистанционного обучения детейинвалидов, а также порядок ознакомления педагогических работников,
родителей (законных представителей), обучающихся с настоящим Положением.
1.3. Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ)
понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с
применением
информационно-телекоммуникационных
сетей
при
опосредованном (на
расстоянии) взаимодействии обучающихся и
педагогических работников (ст.16 п.1 ФЗ от 29.12.2012 № 273_ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»).
1.4. Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения,
основанный
на
использовании
современных
информационных
и
телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на
расстоянии без непосредственного контакта между педагогами и
обучающимися.
1.5. Электронное обучение (далее ЭО) – организация образовательной
деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при
реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее
обработку информационных технологий, технических средств, а также
информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по
линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и
педагогических работников.
1.6. Образовательная деятельность, реализуемая в дистанционной форме,
согласно Положению, предусматривает значительную долю самостоятельных
занятий, обучающихся центра, не имеющих возможности ежедневного
посещения занятий; методическое и дидактическое обеспечение этой
деятельности со стороны центра, а также регулярный систематический контроль
и учет знаний обучающихся.
Дистанционная
форма
обучения
при
необходимости
может
реализовываться комплексно с традиционной и другими, предусмотренными
законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», формами его получения
1.7. Цели дистанционного обучения как важной составляющей в системе
беспрерывного образования:
‒ предоставление обучающимся возможности освоения ДООП и АДООП
непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного
пребывания (нахождения);
‒ повышение качества образования обучающихся в соответствии с их
интересами, способностями и потребностями;
‒ развитие профориентационной работы в рамках центра, на основе
использования информационных технологий как комплекса социальнопедагогических преобразований;
‒ предоставления детям-инвалидам возможности обучения по
индивидуальному образовательному маршруту на дому;
‒ повышение качества обучения обучающихся в соответствии с их
интересами, способностями и потребностями;
‒ обеспечение доступности дополнительного образования;
‒ создание условий для более полного удовлетворения потребностей
обучающихся в области дополнительного образования без отрыва от основной
учёбы.
1.8. Использование дистанционного обучения способствует решению
следующих задач:
‒ повышение эффективности учебной деятельности обучающихся;
‒ повышение эффективности организации учебной деятельности;
‒ повышение эффективности использования учебных помещений;
‒ повышение доступа к качественному дополнительному образованию.
1.9. Использование технологий дистанционного обучения повышает
доступность дополнительного образования позволяет более широко и полно
удовлетворять образовательные запросы.
1.10. Центр вправе использовать ЭО и ДОТ при всех предусмотренных
законодательством РФ формах получения дополнительного образования или при
их сочетании, при проведении различных видов занятий, текущего контроля,
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
1.11. ДООП и АДООП могут реализовываться в смешанном
(комбинированном) режиме – в зависимости от специфики образовательных
задач и представления учебного материала. Соотношение объема проведенных
часов, практических занятий с использованием ЭО и ДОТ или путем
непосредственного
взаимодействия
педагогического
работника
с
обучающимися определяется в соответствии с ДООП (АДООП) с учётом
потребностей обучающегося и условий осуществления образовательной
деятельности.
1.12. ЭО и ДОТ могут использоваться при непосредственном
взаимодействии педагогического работника с обучающимися для решения задач
персонализации образовательного процесса.
1.13. МАНОУ «Центр молодёжи» доводит до участников образовательных
отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей
с применением ЭО и ДОТ, обеспечивающую возможность их правильного
выбора.
1.14. ЭО и ДОТ обеспечиваются применением совокупности
образовательных технологий, при которых частично опосредованное или
полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и педагога
осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени
на основе педагогически организованных технологий обучения.
1.15. Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются:
1.
образовательные онлайн-платформы; цифровые образовательные
ресурсы, размещенные на сайтах;
2.
видеоконференции;
3.
вебинары;
4.
skype-общения;
5.
e-mail;
6.
облачные сервисы;
7.
электронные носители мультимедийных приложений;
8.
электронные пособия, разработанные с учетом требований
законодательства РФ об образовательной деятельности.
2. Участники образовательных отношений с использованием электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий
2.1. Участниками образовательных отношений с использованием ЭО и
ДОТ являются: обучающиеся, педагогически, административные и учебновспомогательные работники центра, родители (законные представители)
обучающихся;
2.2. Права и обязанности обучающихся, осваивающих ДООП и АДООП с
использованием ЭО и ДОТ, определяются законодательством РФ.
2.3. Обучение в дистанционной форме осуществляется как по отдельным
программам, включенным в учебный план центра, так и по всему комплексу
программ учебного плана.
2.4. Обучающиеся в дистанционной форме имеют все права и несут все
обязанности, предусмотренные законом «Об образовании в Российской
Федерации» и Уставом центра, наравне с обучающимися других форм обучения,
могут принимать участие во всех проводимых центром учебных,
познавательных, развивающих, культурных, спортивных мероприятиях.
Посещение занятий соответствующей группы не является обязательным для
обучающихся в дистанционной форме.
2.5. Отчисление обучающегося в дистанционной форме производится
приказом директора после освоения ДООП (АДООП).
2.6. Образовательная деятельность с использованием ЭО и ДОТ
организуется для обучающихся по ДООП (АДООП).
2.7. Образовательную деятельность с использованием ЭО и ДОТ
осуществляют педагогические работники, прошедшие соответствующую
подготовку.
2.8. Педагогическим работникам, обучающимся, осуществляющим
обучение с использование ЭО и ДОТ, предоставляется авторизованный доступ с
специализированным образовательным ресурсам.
2.9. Педагогические работники, осуществляющие обучение с
использованием ЭО и ДОТ, вправе применять имеющиеся электронные средства
обучения или создавать собственные. Разработанные курсы должны
соответствовать содержанию ДООП (АДООП).
2.10. Обучающийся должен владеть базовыми навыками работы с
компьютерной техникой и программным обеспечением, базовыми навыками
работы со средствами телекоммуникаций (системами навигаций в сети
Интернет, навыками поиска информации в сети Интернет, электронной почтой и
т.д.).
2.11. Обучающийся должен иметь навыки и опыт обучения и
самообучения с использованием цифровых образовательных ресурсов.
2.12. МАНОУ «Центр молодёжи» для обеспечения использования ДОТ
при реализации ДООП (АДООП) организует учебно-методическую помощь
обучающимся, в том числе, в форме консультаций с использованием
информационных и телекоммуникационных технологий.
2.13. В качестве услуг центром могут быть определены: онлайновая
поддержка обучения; тестирование on-line; предоставление методических
материалов; сопровождение off-line (проверка тестов, различные виды
аттестации).
3. Организация процесса использования дистанционных образовательных
технологий
3.1. Обучение в дистанционной форме осуществляется по отдельным
темам(разделам) ДООП (АДООП) при необходимости организации такого
обучения (карантин, временная нетрудоспособность и т.п.), так и по всему
комплексу ДООП (АДООП) учебного плана. Выбор ДООП (АДООП)
осуществляется совершеннолетними обучающимися или родителями
(законными представителями) несовершеннолетних обучающихся по
согласованию с центром.
3.2. Допускается сочетание различных форм получения образования и
форм обучения (ст.17 п.4 ФЗ-273).
3.3. Зачисление желающих получить обучение в дистанционной форме
производится приказом директора центра на основании личного заявления
родителя (законного представителя) несовершеннолетнего лица и номера
сертификата дополнительного образования после заключения договора с
центром о получении обучения в дистанционной форме, определяющего ДООП,
модуль, группу, периодичность и формы предоставляемых обучающимся в
центр самостоятельных работ, а также периодичность и формы промежуточной
и итоговой аттестации.
3.4. При успешном освоении ДООП (АДООП) обучающиеся получают
Сертификат об окончании полного курса обучения.
3.5. Формы ЭО и ДОТ, используемые в образовательном процессе, находят
отражение в ДООП (АДООП). В обучении с применением ЭО и ДОТ
используются следующие организационные формы деятельности:
‒ e-mail;
‒ дистанционные конкурсы, олимпиады;
‒ дистанционное обучение в Интернет;
‒ видеоконференция;
‒ on-line тестирование;
‒ интернет-занятия;
‒ вебинары;
‒ skipe-общение;
‒ облачные сервисы; лекции;
‒ консультации;
‒ семинары;
‒ практические занятия;
‒ самостоятельные работы;
‒ научно-исследовательские работы.
3.6. Самостоятельная работа обучающихся может включать следующие
организационные формы (элементы) дистанционного обучения:
‒ работа с электронным ресурсом;
‒ просмотр видео-лекций;
‒ прослушивание аудиоинформации;
‒ компьютерное тестирование;
‒ изучение печатных и других учебных и методических материалов.
3.7. Сопровождение дистанционных курсов может осуществляться в
следующих режимах:
‒ тестирование on-line;
‒ консультирование on-line;
‒ предоставление методических материалов;
‒ сопровождение of-line (проверка тестов, различные виды текущего,
промежуточного контроля).
3.8. Основными принципами применения ДОТ являются:
‒ принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных
контактов
всех
участников
учебной
деятельности
с
помощью
специализированной информационно-образовательной среды (в том числе,
форумы, электронная почта, Интернет-конференция, on-line-занятия, on-line –
олимпиады и др.);
‒ принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные
материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы,
в конкретных условиях учебной деятельности, что способствует сочетанию
разных дидактических моделей проведения занятий с применением
дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения:
интерактивных тестов, тренажёров, практикумов удаленного доступа и др.;
‒ принцип гибкости, дающий возможность участникам учебной
деятельности работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время,
а также в дни возможности непосещения занятий обучающимися по
неблагоприятным погодным условиям и дни, пропущенные по болезни или в
период карантина;
‒ принцип модульности, позволяющий использовать обучающимся и
педагогу необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие
ДООП) для реализации индивидуальных образовательных маршрутов;
‒ принцип оперативности и объективности оценивания достижений
обучающихся.
3.9. В период длительной болезни обучающихся или карантина имеет
возможность получать консультации педагога по соответствующей теме через
электронную почту, программу Skype, Viber, WhatsApp (и другие), используя для
этого все возможные каналы выхода в Интернет.
3.10. На заседаниях МО педагоги делятся опытом использования
элементов ДОТ в образовательной деятельности.
3.11. Заместитель директора по УВР контролирует процесс использования
дистанционных образовательных технологий в центре, вносит предложения об
улучшении форм и методов использования дистанционного обучения в
образовательной деятельности.
3.12. Организация обучения с использованием ЭО и ДОТ в центре
осуществляется по двум моделям:
‒ модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с
обучающимися;
‒ модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога с
обучающимися.
3.13. Модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога
с обучающимися реализуется с использованием технологии смешанного
обучения.
Смешанное обучение – современная образовательная технология, в основе
которой лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы»
и технологий электронного обучения, базирующая на новых дидактических
достижениях, предоставляемых ИКТ и современными образовательными
ресурсами.
3.14. Модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога с
обучающимися может быть организована с разными категориями обучающихся:
‒ обучающиеся, проходящие подготовку к участию в олимпиадах,
конкурсах на заключительных этапах;
‒ обучающиеся, пропускающие занятия по уважительной причине
(болезнь, карантина, участие в соревнованиях, конкурсах и т.д.);
‒ обучающиеся с особыми образовательными потребностями.
4. Организация процесса дистанционного обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ)
4.1. Дистанционное обучение осуществляется на принципе добровольного
участия детей с ОВЗ и детей-инвалидов на основании заявления родителей
(законных представителей) и при наличии номера сертификата дополнительного
образования.
4.2. Для организации дистанционного обучения детей с ОВЗ центр
осуществляет следующие функции:
‒ проводит мероприятия по обеспечению информационно-методической
поддержки дистанционного обучения детей с ОВЗ;
‒ создает и поддерживает на сайте центра пространство для
дистанционного обучения детей с ОВЗ;
‒ осуществляет организацию учебно-методической помощи обучающимся
детям с ОВЗ, родителям (законным представителям) о порядке и условиях
дистанционного обучения детей с ОВЗ.
4.3. Родители (законные представители) детей с ОВЗ, желающие обучать
детей с использованием ДОТ, лично предоставляют в центр следующие
документы:
‒ заявление на обучение;
‒ номер сертификата дополнительного образования;
‒ индивидуальная программа реабилитации инвалида (при наличии);
‒ медицинские рекомендации (при наличии).
4.4. Причинами отказа в дистанционном обучении являются:
‒ предоставление недостоверных сведений о ребенке;
‒ отсутствие сертификата дополнительного образования;
‒ отсутствие технических возможностей по организации рабочего места
ребенка-инвалида и (или) педагогического работника.
4.5. С учетом технических возможностей, при наличии согласия центра и
педагогического работника рабочее место педагогического работника
оснащается аппаратно-программным комплексом и обеспечивается доступом к
сети Интернет в центре.
4.6. Для обеспечения процесса дистанционного обучения детей с ОВЗ и
детей-инвалидов используются следующие средства дистанционного обучения:
специализированные образовательные ресурсы, электронные учебнометодические
комплексы,
предназначенные
для
передачи
телекоммуникационным и иным канал связи посредством комплектов
компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и
программного обеспечения, адаптированными с учетом специфики нарушений
развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
4.7. Формы обучения и объем нагрузки обучающихся могут варьироваться
в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных
возможностей и состояния здоровья детей с ОВЗ и детей-инвалидов. При
наличии соответствующих рекомендаций специалистов количество часов по
модулям ДООП может варьироваться в пределах допустимой учебной нагрузки,
предусмотренной санитарно-гигиеническими требованиями.
4.8. Организация дистанционного обучения детей с ОВЗ и детейинвалидов предполагает индивидуальный образовательный маршрут.
4.9. Содержание учебно-методического комплекса, должно позволять
обеспечить освоение и реализацию ДООП при организации дистанционного
обучения детей с ОВЗ.
4.10. При организации дистанционного обучения детей с ОВЗ и детейинвалидов учет результатов образовательной деятельности ведется внутренний
документооборот.
4.11. Текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация
обучающихся осуществляются традиционными методами или с использованием
ДОТ.
5. Основные требования к организации дистанционного обучения
5.1. Телекоммуникационное обеспечение. Пропускная способность
телекоммуникационного канала центра должна быть достаточна для
организации образовательной деятельности по всем видам учебной деятельности
и технологиям педагогического общения, предусмотренным учебным планом и
учебным графиком.
5.2. Информационное обеспечение дистанционного обучения должно
представлять собой информационные ресурсы и иметь средства оперативного
доступа к ним. Средства оперативного доступа к информационным ресурсам
должны быть основаны на компьютерных сетях и технологиях.
5.3. Осуществление образовательной деятельности в центре с
использованием дистанционного обучения должно соответствовать требованиям
в части санитарных и гигиенических норм охраны здоровья обучающихся и
педагогических работников, оборудования учебных помещений, компьютерного
оборудования, средств телекоммуникаций.
5.4. Педагогический состав должен периодически проходить
переподготовку или повышение квалификации в области новых
информационных и образовательных технологий.
5.5. Образовательная деятельность с использование ДОТ обеспечивается
следующими техническими средствами:
‒ рабочим местом, оснащенным персональным компьютером, web-камера,
микрофон, мультимедийный проектор;
‒ программное обеспечение для доступа к локальным и удаленным
серверам с учебной информацией и рабочими материалами.
5.6. Необходимое техническое обеспечение обучающегося с
использованием ДОТ:
‒ персональный компьютер с возможностью воспроизведением звука и
видео;
‒ канал подключения к Интернет;
‒ программное обеспечение для доступа к удаленным серверам с учебной
информацией и рабочими материалами.
6. Права и обязанности МАНОУ «Центр молодёжи» в рамках предоставления
обучения с использованием дистанционной образовательной технологии
6.1. МАНОУ «Центр молодёжи» имеет право:
‒ применять электронное обучение, дистанционные образовательные
технологии при реализации ДООП (АДООП) в порядке, установленном
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере образования (ФЗ-273 ст.16 п.2);
‒ использовать дистанционное обучение при наличии специально
оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющей
реализовывать ДООП (АДООП) с использованием ДОТ;
‒ использовать ДОТ при всех, предусмотренных законодательством РФ,
формах обучения или при их сочетании, при проведении различных видов
занятий, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации;
‒ принимать решение об использовании дистанционного обучения для
удовлетворения образовательных потребностей обучающихся;
‒ вести учет результатов образовательной деятельности и внутренний
документооборот.
6.2. МАНОУ «Центр молодёжи» обязан:
‒ создать условия для функционирования электронной информационнообразовательной среды;
‒ выявлять потребности обучающихся в дистанционном обучении;
‒ ознакомить поступающего и его родителей (законных представителей) с
документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса с
использованием ДОТ;
‒ вести учет результатов образовательного процесса.
6.3. Права и обязанности обучающихся, осваивающих ДООП (АДООП) с
использованием ДОТ, определяются законодательством Российской Федерации,
Уставом МАНОУ «Центр молодёжи», локальными нормативными актами.
6.4. Права и обязанности родителей (законных представителей) как
участников образовательного процесса определяются законодательством
Российской Федерации, Уставом МАНОУ «Центр молодёжи», локальными
нормативными актами.
7. Порядок ознакомления педагогических работников, родителей (законных
представителей), обучающихся с настоящим Положением
7.1. Администрация МАНОУ «Центр молодёжи» на педагогическом совете
проводит ознакомление педагогических работников с Положением о
дистанционном обучении.
7.2. Педагоги дополнительного образования проводят разъяснительную
работу с обучающимися и родителями (законными представителями) детей.
8. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом,
утверждается (либо вводится в действие) приказом директора.
8.2. Все изменения и дополнения в настоящее Положение оформляются в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
8.3. Положение о дистанционном обучении принимается на
неопределенный срок.
8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая автоматически утрачивает
силу.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)