Отдел образования администрации городского округа Рефтинский
Муниципальное автономное нетиповое образовательное учреждение
«Центр молодёжи» городского округа Рефтинский
Программа принята
на педагогическом совете
Протокол № 3
от 26 августа 2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАНОУ «Центр молодёжи»
_______С.А. Ткалич
Приказ № 96 от 26 августа 2024 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Зеркальце»
Возраст обучающихся: 8 -17 лет
Срок реализации 2 года
Автор-составитель:
Лавелина Олеся Валерьевна,
педагог дополнительного образования
го Рефтинский 2024 г.
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная программа «Зеркальце» и порядок ее
утверждения разработан в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития
дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р, Приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам», Письмом Минобрнауки
России от 18.11.2015 № 09-3242 "О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»),
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил
и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», Уставом МАНОУ «Центр молодёжи», Положением о дополнительных
общеобразовательных программах МАНОУ «Центр молодёжи».
Направленность (профиль) программы
Данная дополнительная общеобразовательная программа разработана в
рамках художественной направленности для учащихся с 8 до 17 лет.
Актуальность программы
Заключается в возможности расширить представление обучающихся о
современных и актуальных стилях в причёсках, макияже, разных направлениях
маникюра.
Данная программа направлена на содействие профессиональному
самоопределению обучающихся путем приобретения специальных знаний, умений
и навыков в сфере красоты. Программа позволяет осуществить пробы, оценить свои
потребности и возможности и сделать обоснованный выбор возможной будущей
профессиональной деятельности.
Овладение программой способствует обучению правильному уходу за своими
волосами, кожей, искусству нанесения несложного макияжа в нужном количестве.
Прическа способна кардинально изменить привычный образ любой девушки,
поэтому парикмахерское искусство будет актуально в любом возрасте.
В результате освоения программы забота о своем внешнем виде станет
второй натурой обучающихся.
Отличительные особенности программы
Программа разноуровневая.
Данной программы является комплексное изучение всех этапов создания
причёски от самого элементарного до более сложных вариаций – к этому можно
отнести уход за волосами, уход за лицом, изучение множества видов макияжа и
маникюра. Впоследствии это позволит индивидуально, с учетом всех особенностей
обучающегося подобрать его собственный стиль. Кроме того, занятия помогают
обучающемуся изучить себя, свое духовное содержание. Ещё одной особенностью
этой программы является создание особой развивающей среды для выявления и
развития общих и творческих способностей обучающихся, что может
способствовать не только их приобщению к творчеству, самореализации творческой
деятельности, к парикмахерскому искусству, но и раскрытию лучших человеческих
качеств.
Адресат программы
Программа предназначена для обучающихся 8-17 лет.
Наполняемость групп: в первый год обучения – 10 человек, во второй – 10
человек. Условия приема: на первый год принимаются все желающие (не имеющие
ограничений по состоянию здоровья); на второй год – продолжают обучение все,
успешно освоившие курс первого года обучения.
Разноуровневая программа - стартовый и базовый уровень.
Режим занятия:
Продолжительность одного академического часа – 45 мин
Перерыв между учебными занятиями – 15 минут
Общее количество часов в неделю – 4 и 6 часов
Занятия проводятся 2 и 3 раза в неделю по 2 часа.
Объем программы: 360 часов
Срок освоения: Программа рассчитана на 2 года обучения:
1 год обучения: 144 часов в год
2 год обучения: 144 и 216 часов в год
Особенности организации образовательного процесса
Формы реализации программы:
Содержание программы предполагает разделение на уровни:
Обучающиеся, проходя «стартовый уровень» освоения программы знакомятся с
элементарными навыками работы с парикмахерскими инструментами, выполнять
мытье волос и кожи головы, расчесывать волосы, разделяя их проборами на пряди,
осуществлять сушку волос феном, владеть навыками создания элементов прически;
владеть навыками плетения волос, выполнять простой маникюр.
На втором году обучения обучающиеся, перешедшие на «базовый уровень»
освоения программы, продолжают работать с парикмахерскими инструментами,
накручивать волосы на бигуди различными способами, выполнять мытье волос и
кожи головы, выбирать моющее средство в соответствии с типом и состоянием
волос и кожи головы, выполнять укладку с помощью щипцов, владеть навыками для
создания причёсок, выполнять различные приёмы плетения волос, выполнять
маникюр с элементами росписи.
Программа или её часть может реализовываться с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при проведении учебных
занятий, практик, текущего контроля успеваемости промежуточной и (или) итоговой
аттестации обучающихся.
Программа
рассчитана
на
обучающихся,
имеющих
различные
интеллектуальные, коммуникативные, учебные и творческие способности, на
обучение детей с ОВЗ, детей группы риска.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуальногрупповая, групповая, с использованием дистанционных технологий.
Перечень видов занятий: беседы, практические занятия, мастер-классы, открытые
занятия, конкурсные занятия, теоретические занятия.
Перечень форм подведения итогов: практические занятия, конкурсные работы,
открытые занятия.
Цели и задачи программы
Цель - развитие художественно-творческих способностей учащихся в
создании различных причёсок, макияжа, и маникюра.
Задачи:
Образовательные
изучить различные виды причёсок, макияжа и маникюра;
научить работать с инструментами по созданию причесок.
Развивающие
развивать умения самостоятельно приобретать, анализировать и применять
полученные знания;
прививать навык работы с волосами;
развивать коммуникативные способности.
Воспитательные
способствовать воспитанию эстетического вкуса;
воспитать чувство к прекрасному.
Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план для первого года обучения (144 часа)
№
Наименование раздела, темы
1.
1.1
Введение.
Краткий
обзор
в
парикмахерского искусства
Подготовительные и
заключительные парикмахерские
работы. Инструменты,
приспособления и аппаратура,
используемые в работе парикмахера.
2.
Количество часов
Практи
Всего Теория
ка
1
0.5
0.5
развития
1
0.5
0.5
1
0.5
0.5
Форма
аттестации
/контроля
Взаимоанализ
работ
1
0.5
0.5
4
2
2
3.1
Подготовительные и
заключительные работы.
Инструменты для парикмахерских
работ.
Краткие сведения о волосах, их
строение.
Строение волос
4
2
2
4.
4.1
4.2
5.
5.1
Мытье волос и кожи головы.
Способы и цели мытья волос
Мытье волос и кожи головы
Уход за волосами.
Правила по уходу за волосами
4
2
2
8
4
2
2
1
4
2
2
1
4
2
5.2
Уход волос в домашних условиях
4
2
2
6.
Укладка и завивка волос с помощью
бигуди и щипцов.
Укладка
и
завивка
волос
электрическими щипцами
20
10
10
16
8
8
6.2
Укладка волос с помощью бигуди
4
2
2
7.
7.1
Уход за кожей лица. Макияж.
Уход за кожей лица
10
4
5
2
5
2
7.2
Макияж и его польза
6
3
3
8.
12
8
8
8.1
8.2
Уход за кожей рук и ногтями.
Маникюр.
Уход за кожей рук и ногтями
Маникюр
2
10
1
5
1
5
9.
Плетение косичек.
52
26
26
9.1
Правила плетения косичек
12
6
6
9.2
Косы - техника их выполнения.
40
20
20
10.
Элементы в причёске.
30
15
15
2.1
3.
6.1
Анализ
работы
Контрольные
задания
Тестовое
задание
Опросник
Опросник
Контрольные
задания
Контрольные
задания
Практические
и
контрольные
задания
Практические
и
контрольные
задания
Контрольные
задания
Выставка
работ
Опросник
Практические
и
контрольные
задания
Протокол
наблюдения
Тестовое
задание
Практическое
занятие
10.1 Элементы букли, кольца и жгуты.
30
15
15
11. Итоговое занятие.
11.1 Создание прически
2
2
-
2
2
144
72
Итого:
Практическое
занятие
Практическое
занятие,
презентация
прически
72
Содержание учебного (тематического) плана для первого года обучения.
1. Введение.
1.1 Краткий обзор в развития парикмахерского искусства
Теория: История возникновения парикмахерского искусства
Практика: Создание исторической причёски
2. Подготовительные и заключительные парикмахерские работы.
Инструменты, приспособления и аппаратура, используемые в работе парикмахера.
2.1 Подготовительные и заключительные работы. Инструменты для
парикмахерских работ.
Теория: Правила подготовки рабочего места к работе, уход за
парикмахерскими принадлежностями. Основные понятия об инструменте,
приспособлениях и аппаратуре парикмахера. Правила работы с парикмахерский
инструментом.
Практика: Способы снятия парикмахерского белья, приготовление и уборка
рабочего места. Работа с парикмахерским инструментом.
3. Краткие сведения о волосах, их строение.
3.1 Строение волос.
Теория: Видимая и невидимая части волос. Значение чешуек, коркового слоя,
сердцевины волоса. Изучение схемы «Строение волоса».
Практика: Определение структуры волоса.
4. Мытье волос и кожи головы.
4.1 Способы мытья волос.
Теория: Определение понятий шампуня, кондиционера и бальзама для волос,
способы мытья волос.
Практика: Мытье головы шампунем, бальзамом и кондиционером.
4.2 Мытье волос и кожи головы
Теория: Правильный алгоритм мытья головы.
Практика: Мытье волос с соблюдением алгоритма.
5. Уход за волосами.
5.1 Правила по уходу за волосами
Теория: Заболевания волос. Типы волос. Особенности ухода за волосами для
разных типов волос.
Практика: Определение типа волос.
5.2 Уход волос в домашних условиях
Теория: Уход за волосами в домашних условиях. Средства по уходу за
волосами.
Практика: Использование средств по уходу за волосами.
6.Укладка и завивка волос с помощью бигуди и щипцов.
6.1 Укладка и завивка волос электрическими щипцами
Теория: Технология завивки волос электрическими щипцами.
Практика: Завивка волос электрическими щипцами.
6.2 Укладка волос с помощью бигуди
Теория: Изучение схем накрутки волос на бигуди, виды бигуди.
Практика: Укладка волос с помощью бигуди.
7.Уход за кожей лица. Макияж и его польза.
7.1 Уход за кожей лица.
Теория: Способ определения типа кожи. Типы кожи: нормальная, сухая,
жирная, комбинированная.
Практика: Определение типа кожи.
7.2 Макияж и его польза.
Теория: Что такое макияж, виды макияжа. Какая бывает форма лица: круглое,
овальное, квадратное, треугольное, ромбовидное.
Практика: Определение формы лица, зарисовка различных видов макияжа.
8. Уход за кожей рук и ногтями. Маникюр.
8.1 Уход за кожей рук: основные правила.
Теория: Уход за кожей с применением косметических средств, масок,
скрабов, масел, лосьонов. Выбор средства для рук.
Практика: Нанесение косметических средств.
8.2 Маникюр
Теория: Инструменты, применяемые при маникюре. Уход за инструментом.
Виды маникюра. Последовательность выполнения маникюра. Правила при создании
маникюра.
Практика: Нанесение цветного лака на ноготь. Выполнение маникюра.
9. Плетение косичек.
9.1 Правила плетения косичек
Теория: Последовательность плетений. Расположение плетений косичек на
голове. Виды и схемы плетения кос.
Практика: Выполнение плетения косичек по схеме.
9.2 Косы - техника их выполнения.
Теория: Технология плетения косичек. Особенности работы с волосами.
Практика: Плетение кос по технологии.
10. Элементы в причёске.
10.1 Элементы букли, кольца и жгуты.
Теория: Правильное закрепление на голове элементов причёски. Изучение
проборов: прямой, косой, полупробор, зигзагообразный. Изучение и выполнение
локонов: прямые, косые, спускные, вертикальные и другие.
Практика: Выполнение элементов.
11. Итоговое занятие.
Практика: Создание и выполнение прически.
Учебный (тематический) план для второго года обучения (144 часа)
№
Наименование раздела, темы
Количество часов
Форма
аттестации
/контроля
Всего
Теория
Практи
ка
2
1
1
0.5
1
0.5
1
0.5
0.5
2
1
1
1
0.5
0.5
Анализ
работы
1
0.5
0.5
Контрольные
задания
2
1
1
1
0.5
0.5
3.2
Введение.
Развитие парикмахерского искусства
Основы санитарии и гигиены труда.
Направление моды в России и за
рубежом
Подготовительные и
заключительные парикмахерские
работы. Инструменты,
приспособления и аппаратура,
используемые в работе парикмахера.
Подготовительные и
заключительные работы.
Парикмахерский инструмент
Виды, формы, назначение
парикмахерского инструмента.
Краткие сведения о волосах, их
строение.
Строение волос.
Физические свойства.
Классификация волос
1
0.5
0.5
4.
4.1
4.2
Мытье волос и кожи головы
Мытье волос
Средства для мытья волос
4
2
2
2
1
1
2
1
1
5.
5.1
Уход за волосами.
Заболевания волос. Типы волос
4
2
2
1
2
1
5.2
Рекомендации по уходу за волосами
2
1
1
6.
Укладка и завивка волос с помощью
бигуди и щипцов.
Укладка с помощью бигуди и
щипцов.
18
5
13
12
3
9
Укладка волос феном
Препараты,
используемые
для
укладки волос
Уход за кожей лица. Макияж.
Природный цветотип. Уход за кожей.
3
3
1
1
2
2
16
4
8
2
8
2
1.
1.1
1.2
2.
2.1
2.2
3.
3.1
6.1
6.2
6.3
7.
7.1
Анализ
работы
Взаимоанализ
работ
Тестовое
задание
Тестовое
задание
Опросник
Контрольные
задания
Контрольные
задания
Контрольные
задания
Практические
занятия
и
контрольная
работа
Опросник
Опросник
Контрольные
задания
7.2
Подготовка кожи к макияжу.
6
3
3
7.3
Нанесение макияжа. Виды макияжа.
6
3
3
8.
16
8
8
8.1
Уход за кожей рук и ногтями.
Маникюр.
Уход за кожей рук и ногтями
2
1
1
8.2
Дизайн в маникюре. Маникюр
8
4
4
8.3
Наращивание ногтей.
6
3
3
9.
9.1
Плетение косичек.
Косичка - часть прически
40
20
20
10
20
10
9.2
Материалы для плетения косичек
4
2
2
9.3
Технология создания косичек
16
8
8
Аксессуары, создание украшений для
прически.
10.1 Украшения для волос в технике
«Казанши».
10.2 Украшения для волос из проволоки
и бусин.
8
4
4
4
2
2
4
1
3
Выполнение причёсок. Элементы в
причёске.
11.1 Моделирование причесок.
30
12
18
4
2
2
11.2 Прическа - элемент образа
10
4
6
11.3 Элементы прически.
6
2
4
11.4 Сложные прически
10
4
6
12. Итоговое занятие.
12.1 Творческое создание образа.
2
2
1
1
1
1
144
65
79
10.
11.
Итого:
Тестовое
задание
Практическое
занятие
Контрольные
задания
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Протокол
наблюдения
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Контрольные
задания
Практическая
занятие.
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие,
протокол
наблюдения
Практическое
занятие,
протокол
наблюдения
Практическое
занятие,
презентация
прически
Содержание учебного (тематического) плана для второго года обучения.
1. Введение.
1.1 Развитие парикмахерского искусства. Основы санитарии и гигиены труда
Теория: История прически. Основные силуэты и форма прически. Украшение
для волос. Современные прически. Безопасные и санитарные требования к труду.
Гигиена труда.
Практика: Создание причёски. Подготовка рабочего места к работе. Уход за
рабочим местом.
1.2 Направление моды в России и за рубежом
Теория: Виды причесок разных стран. Развитие моды в различных странах.
Практика: Создание образа.
2. Подготовительные и заключительные парикмахерские работы.
Инструменты, приспособления и аппаратура, используемые в работе парикмахера.
2.1 Подготовительные и заключительные работы. Парикмахерский
инструмент.
Теория: Правила подготовки рабочего места к работе. Уход за
парикмахерскими принадлежностями. Правила безопасности при работе с
парикмахерским инструментом. Техника безопасности с электрощипцами.
Практика: Способы снятия парикмахерского белья. Приготовление и уборка
рабочего места. Работа с парикмахерским инструментом.
2.2 Виды, формы, назначение парикмахерского инструмента.
Теория: Дезинфекция инструментов. Как выбрать хороший инструмент для
работы. Парикмахерское белье.
Практика: Выбор парикмахерского инструмента
3. Краткие сведения о волосах, их строение.
3.1 Строение волос. Физические свойства.
Теория: Строение кожного покрова головы. Видимая и невидимая части
волос. Значение чешуек, коркового слоя, сердцевины волоса. Группы и виды волос.
Понятие физических свойств: прочность, эластичность, пористость, влагоотдача,
гигроскопичность.
Практика: Определение видов и типов волос. Изучение свойств волос.
3.2 Классификация волос.
Теория: Какие бывают волосы по форме, по типам, по расовому признаку.
Практика: Определение классификации волоса.
4. Мытье волос и кожи головы.
4.1 Мытье волос и кожи головы
Теория: Технологическая последовательность мытья волос и кожи головы.
Практика: Мытье головы шампунем, бальзамом и кондиционером.
4.2 Средства для мытья волос
Теория: Выбор средства для мытья волос. Виды, классификация шампуней.
Бальзамы, кондиционеры для волос и их значение и состав.
Практика: Мытье волос. Изучение средств для волос по составу.
5. Уход за волосами.
5.1 Заболевания волос. Типы волос
Теория: Причины возникновения заболевания волос. Основные факторы
выпадения волос. Жирные, сухие, нормальные, смешанные волосы. Слабые волосы,
препараты для тонких, ослабленных, тусклых волос.
Практика: Препараты от перхоти. Специальный уход, маски. Подобрать
средства для укрепления волос.
5.2 Рекомендации по уходу за волосами.
Теория: Правила нанесения препаратов на волосы. Средства и предметы для
ухода за волосами.
Практика: Определение правильного ухода за волосами.
6.Укладка и завивка волос с помощью бигуди и щипцов.
6.1 Укладка с помощью бигуди и щипцов.
Теория: Техника безопасности с электроприборами. Способы и схемы
накручивания волос на бигуди. Инструменты для выполнения работы.
Практика: Способы укладки волос: с применением бигуди и зажимов, феном,
с применением щипцов. Выполнения укладок: холодным способом и
электрическими приборами.
6.2 Укладка волос феном.
Теория: Особенности, виды, правила укладки волос феном методом
«брашинг» и «бомбаж».
Практика: Укладка волос феном методом «брашинг» и «бомбаж».
6.3 Препараты, используемые для укладки волос.
Теория: Виды фиксирующих средств (лак, гель, мусс и др.). Способы работы
с специальными препаратами для волос. Правила укладки с использованием средств
для волос.
Практика: Укладка волос с использованием фиксирующих средств.
7.Уход за кожей лица. Макияж.
7.1 Природный цветотип. Уход за кожей.
Теория: Влияние тепла и холода на состояние кожи лица. Уход за кожей лица
по временам года. Цветотип в макияже.
Практика: Определение цветотипа.
7.2 Подготовка кожи к макияжу
Теория: Этапы нанесения макияжа. Инструменты для макияжа.
Косметические средства.
Практика: Выбор косметики. Нанесение макияжа специальными
инструментами.
7.3 Нанесение макияжа.
Теория: Последовательность нанесения макияжа. Техника нанесения
макияжа. Виды макияжа.
Практика: Выполнение макияжа.
8. Уход за кожей рук и ногтями. Маникюр.
8.1 Уход за кожей рук и ногтями.
Теория: Уход за кожей рук: Средства дезинфекции инструментов для
маникюра. Уход за кожей рук: профилактика заболеваний, повреждений.
Практика: Выполнение маникюра.
8.2 Дизайн в маникюре. Маникюр.
Теория: Технология выполнения маникюра в технике «Иголка», в технике
«Водный». Градиентный маникюр. Дизайн маникюра акриловыми красками
Практика: Выполнение маникюра.
8.3 Наращивание ногтей.
Теория: Способы наращивания ногтей. Средства и инструменты для
наращивания. Правила и последовательность в наращивании ногтей.
Практика: Выполнение наращивания ногтей.
9. Плетение косичек
9.1 Косичка - часть прически
Теория: Технология плетения косичек. Виды плетений кос. Создание
прически с помощью косы.
Практика: Выполнение косичек, любой сложности. Создание прически
используя косу.
9.2 Материалы для плетения косичек
Теория: Виды и аксессуары для волос.
Практика: Изготовление аксессуара для волос.
9.3 Технология создания косичек.
Теория: Алгоритм создания косы. Особенности создание косы.
Практика: Создание косички.
10. Аксессуары, создание украшений для прически.
10.1 Украшения для волос в технике «Канзаши».
Теория: Технология изготовления украшения. Техника безопасности при
изготовлении украшения. Применение украшения в прическе. Виды украшений в
технике «Канзаши».
Практика: Изготовление украшения по образцу.
10.2 Украшения для волос из проволоки и бусин.
Теория: Технологии изготовления украшений. Особенности и виды
украшений из проволоки и бусин.
Практика: Изготовление украшений по образцу.
11. Выполнение причёсок. Элементы в причёске.
11.1 Моделирование причесок.
Теория: Типы лица: треугольное, овальное, квадратное, круглое. Силуэт в
прическе. Ритм в прическе. Симметрия, асимметрия в прическе. Зоны головы для
расположения прически.
Практика: Создание прически по образцу.
11.2 Прическа - элемент образа
Теория: Виды стилей прически. Особенности подбора прически. Технология
создания фантазийной, исторической, творческой и других причесок.
Практика: Выполнение образной прически.
11.3 Элементы прически.
Теория: Технология выполнения элементов. Особенности элементов.
Прически в которых используются элементы «букли», «кольца», «жгуты».
Практика: Выполнение прически с применением элементов.
11.4 Сложные прически
Теория: Виды и особенности сложных причесок (свадебные, вечерние,
выпускные, конкурсные)
Практика: Выполнение причёсок на длинных и коротких волосах.
12. Итоговое занятие.
12.1 Творческое создание образа.
Теория: Создание гармоничного образа, используя технологию, виды
макияжа, маникюра, прически. Способы представления образа.
Практика: Создание экзаменационный прически. Представление и
презентация прически.
Учебный (тематический) план для второго года обучения (216 часов)
№
1.
1.1
1.2
1.3
2.
2.1
2.2
2.3
3.
3.1
3.2
3.3
4.
4.1
4.2
5.
5.1
5.2
5.3
6.
Наименование раздела, темы
Количество часов
Форма
аттестации
Практи
Всего Теория
/контроля
ка
Введение.
4
2
2
Основы санитарии и гигиены труда
1
0.5
0.5
Анализ работы
Развитие парикмахерского искусства
2
1
1
Направление моды в России и за
1
0.5
0.5
рубежом
Подготовительные и
4
2
2
Взаимоанализ
заключительные парикмахерские
работ
работы. Инструменты,
приспособления и аппаратура,
используемые в работе парикмахера.
Подготовительные и
1
0.5
0.5
Анализ работы
заключительные работы
Парикмахерский инструмент
1
0.5
0.5
Контрольные
задания
Виды, формы, назначение
2
1
1
парикмахерского инструмента.
Краткие сведения о волосах, их
4
2
2
строение.
Строение волос
1
0.5
0.5
Тестовое
задание
Физические свойства
1
0.5
0.5
Тестовое
задание
Классификация волос
2
1
1
Тестовое
задание
Мытье волос и кожи головы
6
2
4
Мытье волос
4
1
3
Опросник
Средства для мытья волос
2
1
1
Контрольные
задания
Уход за волосами.
8
4
4
Заболевания волос
2
1
1
Контрольные
задания
Типы волос
4
2
2
Контрольные
задания
Рекомендации по уходу за волосами
2
1
1
Укладка и завивка волос с помощью
20
7
13
бигуди и щипцов.
6.1
Укладка
щипцов.
с
помощью
бигуди
и
14
5
9
6.2
6.3
3
3
1
1
2
2
7.
7.1
Укладка волос феном
Препараты,
используемые
для
укладки волос
Уход за кожей лица. Макияж.
Природный цветотип. Уход за кожей.
28
2
12
1
16
1
7.2
Подготовка кожи к макияжу.
10
5
5
7.3
Нанесение макияжа.
16
6
10
8.
24
9
15
8.1
Уход за кожей рук и ногтями.
Маникюр.
Уход за кожей рук и ногтями
4
2
2
8.2
Дизайн в маникюре. Маникюр
10
3
7
8.3
Наращивание ногтей.
10
4
6
9.
9.1
Плетение косичек.
Косичка - часть прически
48
28
21
12
27
16
9.2
Материалы для плетения косичек
8
4
4
9.3
Технология создания косичек
12
5
7
Аксессуары, создание украшений для
прически.
10.1 Украшения для волос в технике
«Казанши».
10.2 Украшения для волос в технике
«Холодный фарфор»
12
4
8
6
2
4
4
1
3
10.3 Техника изготовления украшения
для волос с помощью различных
материалов.
11. Выполнение причёсок. Элементы в
причёске.
11.1 Моделирование причесок.
2
1
1
56
19
37
10
4
6
10
4
6
10.
11.2 Прическа - элемент образа
Практические
занятия
и
контрольная
работа
Опросник
Опросник
Контрольные
задания
Тестовое
задание
Практическое
занятие
Контрольные
задания
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Протокол
наблюдения
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Контрольные
задания
Практическая
занятие.
Контрольные
задания.
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
11.3 Элементы прически.
16
6
10
11.4 Сложные прически
20
5
15
12. Итоговое занятие.
12.1 Творческое создание образа.
2
2
1
1
1
1
216
85
131
Итого:
Практическое
занятие,
протокол
наблюдения
Практическое
занятие,
протокол
наблюдения
Практическое
занятие,
презентация
прически
Содержание учебного (тематического) плана для второго года обучения.
1. Введение.
1.1 Основы санитарии и гигиены труда
Теория: Безопасные и санитарные требования к труду. Гигиена труда.
Практика: Подготовка рабочего места к работе. Уход за рабочим местом.
1.2 Развитие парикмахерского искусства
Теория: История прически. Основные силуэты и форма прически. Украшение
для волос. Современные прически.
Практика: Создание причёски.
1.3 Направление моды в России и за рубежом
Теория: Виды причесок разных стран. Развитие моды в различных странах.
Практика: Создание образа.
2. Подготовительные и заключительные парикмахерские работы.
Инструменты, приспособления и аппаратура, используемые в работе парикмахера.
2.1 Подготовительные и заключительные работы
Теория: Правила подготовки рабочего места к работе. Уход за
парикмахерскими принадлежностями.
Практика: Способы снятия парикмахерского белья. Приготовление и уборка
рабочего места.
2.2 Парикмахерский инструмент
Теория: Правила безопасности при работе с парикмахерским инструментом.
Техника безопасности с электрощипцами.
Правила: Работа с парикмахерским инструментом.
2.3 Виды, формы, назначение парикмахерского инструмента.
Теория: Дезинфекция инструментов. Как выбрать хороший инструмент для
работы. Парикмахерское белье.
Практика: Выбор парикмахерского инструмента
3. Краткие сведения о волосах, их строение.
3.1 Строение волос
Теория: Строение кожного покрова головы. Видимая и невидимая части
волос. Значение чешуек, коркового слоя, сердцевины волоса.
Практика: Определение видов и типов волос.
3.2 Физические свойства
Теория: Группы и виды волос. Понятие физических свойств: прочность,
эластичность, пористость, влагоотдача, гигроскопичность.
Практика: Изучение свойств волос.
3.3 Классификация волос
Теория: Какие бывают волосы по форме, по типам, по расовому признаку.
Практика: Определение классификации волоса.
4. Мытье волос и кожи головы.
4.1 Мытье волос и кожи головы
Теория: Технологическая последовательность мытья волос и кожи головы.
Практика: Мытье головы шампунем, бальзамом и кондиционером.
4.2 Средства для мытья волос
Теория: Выбор средства для мытья волос. Виды, классификация шампуней.
Бальзамы, кондиционеры для волос и их значение и состав.
Практика: Мытье волос. Изучение средств для волос по составу.
5. Уход за волосами.
5.1 Заболевания волос
Теория: Причины возникновения заболевания волос. Основные факторы
выпадения волос.
Практика: Препараты от перхоти. Специальный уход, маски.
5.2 Типы волос
Теория: Жирные, сухие, нормальные, смешанные волосы. Слабые волосы,
препараты для тонких, ослабленных, тусклых волос.
Практика: Подобрать средства для укрепления волос.
5.3 Рекомендации по уходу за волосами
Теория: Правила нанесения препаратов на волосы. Средства и предметы для
ухода за волосами.
Практика: Определение правильного ухода за волосами.
6.Укладка и завивка волос с помощью бигуди и щипцов.
6.1 Укладка с помощью бигуди и щипцов.
Теория: Техника безопасности с электроприборами. Способы и схемы
накручивания волос на бигуди. Инструменты для выполнения работы.
Практика: Способы укладки волос: с применением бигуди и зажимов, феном,
с применением щипцов. Выполнения укладок: холодным способом и
электрическими приборами.
6.2 Укладка волос феном.
Теория: Особенности, виды, правила укладки волос феном методом
«брашинг» и «бомбаж».
Практика: Укладка волос феном методом «брашинг» и «бомбаж».
6.3 Препараты, используемые для укладки волос.
Теория: Виды фиксирующих средств (лак, гель, мусс и др.). Способы работы
с специальными препаратами для волос. Правила укладки с использованием средств
для волос.
Практика: Укладка волос с использованием фиксирующих средств.
7.Уход за кожей лица. Макияж.
7.1 Природный цветотип. Уход за кожей.
Теория: Влияние тепла и холода на состояние кожи лица. Уход за кожей лица
по временам года. Цветотип в макияже.
Практика: Определение цветотипа.
7.2 Подготовка кожи к макияжу
Теория: Этапы нанесения макияжа. Инструменты для макияжа.
Косметические средства.
Практика: Выбор косметики. Нанесение макияжа специальными
инструментами.
7.3 Нанесение макияжа.
Теория: Последовательность нанесения макияжа. Техника нанесения
макияжа. Виды макияжа.
Практика: Выполнение макияжа.
8. Уход за кожей рук и ногтями. Маникюр.
8.1 Уход за кожей рук и ногтями.
Теория: Уход за кожей рук: Средства дезинфекции инструментов для
маникюра. Уход за кожей рук: профилактика заболеваний, повреждений.
Практика:
8.2 Дизайн в маникюре. Маникюр.
Теория: Технология выполнения маникюра в технике «Иголка», в технике
«Водный». Градиентный маникюр. Дизайн маникюра акриловыми красками
Практика: Выполнение маникюра.
8.3 Наращивание ногтей.
Теория: Способы наращивания ногтей. Средства и инструменты для
наращивания. Правила и последовательность в наращивании ногтей.
Практика: Выполнение наращивания ногтей.
9. Плетение косичек
9.1 Косичка - часть прически
Теория: Технология плетения косичек. Виды плетений кос. Создание
прически с помощью косы.
Практика: Выполнение косичек, любой сложности. Создание прически
используя косу.
9.2 Материалы для плетения косичек
Теория: Виды и аксессуары для волос.
Практика: Изготовление аксессуара для волос.
9.3 Технология создания косичек.
Теория: Алгоритм создания косы. Особенности создание косы.
Практика: Создание косички.
10. Аксессуары, создание украшений для прически.
10.1 Украшения для волос в технике «Казанши».
Теория: Технология изготовления украшения. Техника безопасности при
изготовлении украшения. Применение украшения в прическе. Виды украшений в
технике «Казанши».
Практика: Изготовление украшения по образцу.
10.2 Украшения для волос из проволоки и бусин.
Теория: Технологии изготовления украшений. Особенности и виды
украшений из проволоки и бусин.
Практика: Изготовление украшений по образцу.
10.3 Техника изготовления украшений для волос с помощью различных
материалов.
Теория: Виды материалов для изготовления украшений.
Практика: Изготовление украшений для волос.
11. Выполнение причёсок. Элементы в причёске.
11.1 Моделирование причесок.
Теория: Типы лица: треугольное, овальное, квадратное, круглое. Силуэт в
прическе. Ритм в прическе. Симметрия, асимметрия в прическе. Зоны головы для
расположения прически.
Практика: Создание прически по образцу.
11.2 Прическа - элемент образа
Теория: Виды стилей прически. Особенности подбора прически. Технология
создания фантазийной, исторической, творческой и других причесок.
Практика: Выполнение образной прически.
11.3 Элементы прически.
Теория: Технология выполнения элементов. Особенности элементов.
Прически в которых используются элементы «букли», «кольца», «жгуты», и "волна".
Практика: Выполнение прически с применением элементов.
11.4 Сложные прически
Теория: Виды и особенности сложных причесок (свадебные, вечерние,
выпускные, конкурсные)
Практика: Выполнение причёсок на длинных и коротких волосах.
12. Итоговое занятие.
12.1 Творческое создание образа.
Теория: Создание гармоничного образа, используя технологию, виды
макияжа, маникюра, прически. Способы представления образа.
Практика: Создание экзаменационный прически. Представление и
презентация прически.
Планируемые результаты - Своевременная результативность, усвоение и
закрепление учебного материала, включая ежедневное наблюдение за работой
обучающихся и проверку качества знаний, умений и навыков. В начале изучения
каждой новой темы педагог приводит примеры, справки, руководствуясь
литературой по парикмахерскому делу. Это способствует пробуждению интереса к
парикмахерскому искусству и создает у воспитанников творческий настрой.
- метапредметные результаты - освоение парикмахерского дела невозможно
без знаний и умений, приобретенных при изучении школьной программы.
Содержание программы хорошо интегрируется с рядом предметов: биологией
(физиология и строение органов человека); химией (современные средства ухода,
химические реакции, парфюмерия и косметика); физикой (физическое
стимулирование, происходящие в организме физические процессы); историей
(традиционные прически России и др. стран, связь с современными моделями);
рисованием (схемы стрижек, укладки, рисунки причесок и их элементов);
физическим воспитанием (правильная осанка, профессиональная гимнастика,
условия продуктивного, целесообразного труда).
- личностные результаты - для активности обучающихся все этапы работы
сопровождаются поиском и сбором материала, который в дальнейшем представлен
в виде открыток, фотографий, коллажем (вырезок из журналов). Этот материал
учащиеся хранят в своих творческих папках. Учебные стенды, фотовыставки,
витражи являются результатом как личным, так и совместного творчества
воспитанников.
- предметные результаты - в процессе занятий обучающиеся, начиная с
простого: как правильно расчёсывать волосы, делить на проборы и выполнять
простую причёску, постепенно переходя к более сложным элементам в причёске.
Сначала — выполнение причёсок по готовым схемам и описанию, отработка
основных элементов в причёске. Дальнейшая работа носит творческий характер —
это самостоятельная работа по созданию своей причёски.
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в 1 полугодии
Недель во 2 полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
Окончание учебного года
36
180
4и6
144 и 216
16
20
02.09.2024
31 декабря - 9 января
31.05.2025
Условия реализации программы:
- материально-техническое обеспечение - щипцы для завивки волос – в количестве
6 штук, зеркала – в количестве 3 штук, манекены с волосами – в количестве 8 штук,
штативы к манекену – в количестве 8 штук, расчески для манекенов в количестве 7
штук, 2 комплекта резинок для волос, наборы лаков, набор бигуди, пульверизатор,
полотенце вафельное, средства для дезинфекции инструмента, шпильки, невидимки,
учебная доска.
- информационное обеспечение – фотоальбом с образцами причесок. Учебный
стенд участие в различных конкурсах парикмахерского искусства. Фотовыставка
«Наши причёски». Фотовыставка «Наши успехи». Фотовыставка «Наши занятия».
- кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования, первой
квалификационной категории, образование среднее профессиональное.
- методические материалы: схема строения волоса, картинки инструментов и
приспособлений парикмахерских работ, схемы плетения косичек, папки с
фотографиями причёсок, макеты - виды макияжа, карточки и картинки с макияжем,
схемы маникюра в технике "иголкой". Демонстрационный материал - журналы с
причёсками, каталог с косичками, каталог с прическами, дизайн маникюра на
типсах, альбом с макияжем.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы - проводятся с
помощью опросников, контрольных карточек и тестовых заданий и охватывает все
узловые моменты темы. В программе использованы элементы педагогической
технологии для активизации мышления и деятельности учащихся. Это проблемные
задания и познавательные игры: кроссворды, викторины, тесты по изученным
темам.
Программа дополнена применением педагогической технологии на
основе эффективности управления и организации учебного процесса: групповой
опрос, опрос по цепочке, взаимоопрос.
Важную воспитательную роль в образовательном процессе играют
тематические беседы о парикмахерском искусстве. Такие беседы раскрывают
обучающимся особенности эстетического содержания причёсок и макияжа:
плавность и изящество линий, гармоничность цветовой окраски, соразмерность и
пропорциональность форм, логическую взаимосвязь макияжа, причёски и одежды.
Для входящей, промежуточной и итоговой диагностики предлагаются
следующие протоколы наблюдения:
Протокол наблюдения №1
Критерии оценивания
Аккуратность при
выполнении работы
Устра
Расчесы
Ф.И.
Делить
нени
вать
учащего
на
и
волосы,
ся
одинако
спута
разделяя
вые
нност
их на
пряди
и
пряди
волос
Технология выполнения
Выбира
ть
участок
,с
которог
о будет
начинат
ься
плетени
е
Плете
Плете
ние
ние
обыч
Брать косич
ной
отдельн
ек
косы
ые
начин
в три
пряди алось
пряди
из
с
по
свободн одина
опред
ых
ковог
елённ
волос
о
ой
уровн
техно
я.
логии
Разд
елят
ь на
равн
ые
пряд
и.
Соблюд
ение 3
основны
х
правила
работы с
волосам
и
Итого:
Высокий уровень (В) – 3 Средний уровень (С) – 2 Низкий уровень (Н) – 1
Протокол наблюдения №2
Умение и навык.
Критерии оценивания
Расче
Выполне
Работать
Прогла
сыват
ние
Крепк
с
живани Ровно Вплета
ь
подгото
о
Ф.И. парикмах
е
делить
ть
волос
вительн
затяги
учащ ерскими
прядей пробо тонкие
ы
ых и
вать
егося инструме
при
ры на пряди
начин
заключи
пряди
нтами
плетени голове волос в
ая с
тельных
волос
и косы
косу
кончи
работ
ков
Расплет
ать
Расче
сыват косичку
там, где
ь
волос закончи
лось
ы
медл плетени
е
енно
Итого
:
Высокий уровень (В) – 3 Средний уровень (С) – 2 Низкий уровень (Н) – 1
Протокол наблюдения №3
Ф.И. учащегося
Технология выполнения базовых косичек
Коса
Коса
Коса Коса Францу Коса
из 5- Ажур Цветы Ито
го
«Драко «Коло «Змей зская
из 4-х
ти
ная
из
нчик»
сок»
ка»
коса
прядей пряде коса волос
й
1.
2.
3.
4.
5.
Высокий уровень (В) – 3 Средний уровень (С) – 2 Низкий уровень (Н) – 1
Протокол наблюдения №4
Умение и навык
Выполне
Выполнени
ние
е
Ф.И.
плетения
подготовите
учащег
косичек
льных и
ося
без
заключител
«петухов
ьных работ
»
Соблюд
ение
оттяжки
волос
при
плетени
и косы
Умени
е
правил
ьно
распол
агать
Работа Умение Умение Ито
с
пользоват
не
го
невиди
ься
запутать
мками средства волосы
и
ми
во время
шпиль фиксации плетени
ками
волос
я
косу на
голове
1.
2.
3.
4.
Высокий уровень (В) – 3 Средний уровень (С) – 2 Низкий уровень (Н) – 1
Протокол наблюдения №5
Технология выполнения различных
Технология выполнения основных
элементов в прическе
косичек
Ф.И.
Эле Фран Коса Коса Аж
Ит
Элемен Элемен Элемен Элем
учащег
мен цузск из 4-х из 5- урн Цвето
ого
т
т
т
ент
ося
т
ая
прядей ти
ая
к из
«Букли «Кольц «Жгути «Лок
«Во змейк
с
пряд кос волос
»
а»
к»
он»
лна»
а
лентой ей
а
1.
2.
3.
4.
5.
Высокий уровень (В) – 3 Средний уровень (С) – 2 Низкий уровень (Н) – 1
Протокол наблюдения №6
Умение и навык
Ф.И.
учащег
ося
1.
2.
3.
4.
Умение Создани
Создать правильн
е
причёск
о
правиль
у из
работать
ной
различн
с
формы
ых
невидимк элемент
элемент
ами и
а
ов
шпилька причёск
ми
и
Чёткос
ть
выпол
нения
элемен
та
Закр
Умени
Умени
епит
е
Чисто
е
ь
правил
та
сделать
элем
ьно
плете Итог
причес
ент
распол
ния
о
ку по
на
агать косич
картин
голо
косу на
ек
ке
ве
голове
5.
Высокий уровень (В) – 3 Средний уровень (С) – 2 Низкий уровень (Н) – 1
Итоговая аттестация обучающихся 1 года обучения по программе
"Зеркальце"
2024/2025 уч. год
№ Фамилия, имя
Итоговая контрольная
работа
(Выполнение косички)
Высокий Средний Низкий
балл
балл
балл
Критерии оценки итоговой контрольной работы:
оригинальность исполнения;
сложность исполнения;
аккуратность выполнения косички.
Высокий балл – 5
Средний балл – 3-4
Низкий балл – 1-2
Итоговая аттестация обучающихся 2 года обучения по программе
"Зеркальце"
2024/2025 уч.год
№ Фамилия, имя
Итоговая контрольная Высокий Средний Низкий
работа
балл
балл
балл
(Выполнение причёски)
Критерии оценки итоговой контрольной работы:
оригинальность исполнения;
сложность исполнения;
аккуратность выполнения причёски.
Высокий балл – 5
Средний балл – 3-4
Низкий балл – 1-2
Проведенные исследования помогут педагогу не только ориентировать на
осознанный выбор будущей профессии, но и качественно улучшить
взаимоотношения в группе, придав им общественно полезный характер. При
проведении тематических вечеров, подготовке к праздникам.
Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее — ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
З. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N2 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N2 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее — СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации» от 9 ноября 2018 г. № 196;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
10. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р;
11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
Литература, использованная при составлении программы
1. Буйлова Л.Н. Методический рекомендации по разработке и оформлению
дополнительных общеразвивающих программ.
2. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (включая
разноуровневые и модульные) / Методические рекомендации по разработке и
реализации. – Новосибирск: ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ», РМЦ, 2020. – 60с.
3. Буйлова Л.Н. Современные подходы к разработке дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ. // Молодой учёный. – 2015. №15 (95). – С. 567-572.
Для педагога
Т.В. Левичева “Праздничные и вечерние прически” изд. “Ниола”, 2005 г,
Т.А. Торлецкая, Е.Г. Екатериничева - «Парикмахерское искусство» С–Петербург 1996 г., 512 стр.
Л. Ошеверова – «Этикет и стиль» - М.: 2011 г., 320 стр.
О.А. Панченко – «Парикмахерское дело» - Ростов на дону: 2012 г., 318 стр.
Л. Ошеверова, Е. Белозерова – «350 советов от лучших стилистов» - М.: 2011 г., 288
стр.
В.В. Ярцев, Л.М. Белюсева – «Парикмахерская дома» М.: 1996 г., 178 стр.
Н.А. Криволапова – Внеурочная деятельность – М.: 2012 г. 222 стр.
Рэй Морис – «Макияж» - М.: 2009 г., 256 стр.
Издательство «Самара пресс» «Парикмахерское искусство», С–Петербург 1996 г.
стр. 179
Для детей и родителей
Е. Голубева “Прически для длинных волос” изд “Эсмо”, 2006 г
Е. Живилкова – «Косички для девочек» - М.: 2012 г., 64 стр.
Н.И. Долгинцева – «Причёски с использованием заколок, декоротавных цветов,
бижутерии» М.: Эксмо, 2008 г., 176 стр.
Е. Бурнашева – «Модные косы» - М.: 2012 г., 64 стр.
Издательство «Эксмо» «Небрежные косы и пучки своими руками», М.: Эксмо,
2014г. Стр. 64
Издательство «Эксмо» «Косы и причёски», М.: Эксмо, 2014г. Стр. 64
Гай Кремер, Джеки Уэйдсон. “Искусство укладки длинных волос”, изд. “Астрель”,
2002г
Издательство «Эксмо» «Модные причёски», М.: Эксмо, 2013г. Стр. 64
Издательство «Эксмо» «Красивые косички», М.: Эксмо, 2012г. Стр. 64
Издательство «Эксмо» «Русские косички для девочек», М.: Эксмо, 2013г. Стр. 64